18. Фирма и предприятие как экономический субъект. Показатели деятельности фирмы.
Фирма — субъект рыночной экономики, организационно-правовой комплекс, деятельность которого связана с управлением одним или несколькими предприятиями и получением прибыли. Фирма может производить какую-либо продукцию, оказывать услуги, выполнять работы.
Предприятие — специализированная единица народнохозяйственного комплекса, обособленный имущественный комплекс, используемый для осуществления производственно-предпринимательской деятельности, самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Корпорация — любое объединение двух или нескольких предприятий, фирм.
это организация — объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Человек, занимающийся индивидуальным предпринимательством, не может считаться фирмой;
это организация, занимающая коммерческой деятельностью. Такие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
это юридическое лицо – организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может приобретать и продавать имущество, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.
Показатели эффективности деятельности фирм – это абсолютные и относительные данные. Основной из них – прибыль – конечная цель и основной критерий деятельности фирмы.
Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает:
покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);
погашение всех долгов и займов;
выплату отчислений в пенсионный фонд;
уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;
замену основных средств при их износе;
повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;
увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;
выплату дивидендов.
Только после того как будут удовлетворены все эти требования, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения предприятия.
Каждое предприятие должно постоянно получать некоторую минимальную сумму валовой прибыли лишь для того, чтобы его владельцы могли выжить.
Стоимость или объем продукции, которую необходимо реализовать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований, называют критическим объемом продаж.
На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются относительные показатели рентабельности: рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность основного капитала; рентабельность собственного капитала; средняя норма рентабельности.
Важный показатель эффективности – объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффективности:
отношение объема продаж к активам;
отношение объема продаж к основному капиталу;
отношение объема продаж к оборотному капиталу;
отношение объема продаж к материально-производственным запасам;
доля издержек производства в стоимости реализованной продукции;
отношение объема продаж к общему числу занятых.
- 1)Предмет экономической теории, методы, функции. 2)Уровни экономического анализа.
- 2Основные вопросы экономической теории. Классификация экономических систем
- 3.Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация.
- Экономические ресурсы, классификация
- 4.Общественное производство. Стадии общественного производства.
- 6 Товар и его свойства. Теория предельной полезности
- 7. Кривая производственных возможностей. Понятие вменённых издержек.
- 8. Собственность. Понятие виды и формы.
- 9. Понятие спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на величину спроса
- 10. Предложение. Кривая предложения. Факторы, влияющие на величину предложения
- 11. Эластичность спроса и предложения.
- 12. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
- 13. Рынок: понятие, функции, структура.
- 14. Классификация рынков.
- 15. Домохозяйство как экономический субъект. Семья. Функции семьи.
- 16. Поведение потребителя в рыночной системе. Полезность. Шкала потребительского предпочтения.
- 17. Кривые безразличия их свойства. Линия бюджетного ограничения.
- 18. Фирма и предприятие как экономический субъект. Показатели деятельности фирмы.
- 19 Производственная функция. Изокванты и изокосты.
- 20 Основные организационно-правовые формы предприятий. Понятие предприятия, его признаки
- Организационные формы предприятий
- 21 Издержки производства. Понятие альтернативных издержек, явные и неявные издержки.
- 22 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 23 Выручка и прибыль фирмы. Принцип максимизации прибыли. Эффект масштаба.
- 24 Конкуренция и ее виды.
- 25 Антимонопольное регулирование.
- 26 Особенности функционирования рынка труда. Виды рынков труда.
- 27 Спрос на труд и предложение труда. Заработная плата, факторы влияющие на ее величину.
- 28 Особенности функционирования рынка земли. Спрос на землю и предложение земли. Виды собственности на землю.
- 29 Понятие ренты: абсолютная и дифференциальная. Цена земли.
- 30 Понятие капитала, его виды. Кругооборот и оборот капитала.
- 32 Понятие государства. Функции государства. Необходимость государственного вмешательства в экономику.
- 33 Способы, методы и инструменты государственного регулирования.
- Методы государственного регулирования экономики.
- 34 Понятие внешних эффектов.
- 35 Субъекты макроэкономических взаимоотношений.
- 36 Макроэкономические подразделения общественного производства.
- 37 Система национальных счетов.
- 38 Внп и ввп определение, методы расчета.
- 39 Дефлятор внп, индексы цен.
- 40 Чнп, нд, располагаемый личный доход, национальное богатство.
- 41 Цикличность экономического развития. Виды циклов
- В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):
- 44.Инфляция и ее виды
- 45.Методы измерения инфляции. Причины инфляции.
- 2. Функция сбережения. Факторы, влияющие на сбережения
- 51. Предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, предельная склонность к инвестированию. Предельная склонность к потреблению
- Предельная склонность к сбережению
- 53.Макроэкономическое равновесие
- Дефицит и профицит бюджета
- 56. Методы регулирования бюджетного дефицита.
- 57.Налоги.Сущность,виды,функции
- 58. 1)Налог.2)элементы налога.
- 60. Бюджетно-налоговая политика
- 64. Предложение денег. Денежные агрегаты
- 1. Уровень – Центральный банк Российской Федерации
- 2. Уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
- 66.Кредит. Сущность, виды, функции.