logo
ответы по эк

58. 1)Налог.2)элементы налога.

1)Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный

законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и

в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня

и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,

которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются

плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны

использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

2)Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

59. Налоговая система, принципы построения. Кривая Лаффера

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Экономическая сущность  налогов характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.

Функции налогов:

- Фискальная  -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная. При  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная – при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.

Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налоги на сделки с недвижимостью, ценными бумагами, акцизы  и пр.

С точки зрения налогообложения, налоги подразделяются на:

  1. Фиксированные (твердые) налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения  независимо от величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении.

  2. Пропорциональные налоги предполагают одинаковые доли изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц в размере  13%.

  3. Прогрессивные налоги – доля изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы возрастает по мере роста  величины объекта налога.

  4. Регрессивные налоги - это те налоги, у которых она снижается по мере роста величины налогооблагаемой базы. В России подавляющая часть налогов являются прогрессивными.

Кривая Лаффера – графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

Суть эффекта Лаффера в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из теневой экономики).

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».