25 Антимонопольное регулирование.
РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ — деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.
Совершенная конкуренция является регулируемой, причем антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции. Во всех странах антимонопольное регулирование включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования. Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке. Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству. Первый из известных актов по антимонопольному регулированию принят в 1889 году, более известен акт 1890 г(«Закон Шермана»). З-н Шермана направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний. Антимонопольные законы в настоящее время действуют почти во всех странах с рыночной экономикой (в РФ - Закон о конкуренции). Антимонопольное законодательство делится на 2 типа: 1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза. 2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка. Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства. Антитрестовые законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм. Антикартельные законы противодействуют сговорам фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства. Во многих странах применяются законы, которые ограничивают недобросовестную конкуренцию. К ней относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм, распространение ложных сведений или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; некорректное сравнение товаров при рекламе; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа, места изготовления товара; обман потребителей. Кроме того, антимонопольные законы противодействуют монополистической практике. К ее методам относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, изъятие товаров из обращения, а также ограничение и прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита, предварительный сговор об искусственном снижении, повышении, поддержание уровня цен, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условия реализации, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию. В качестве способов противодействия монополизации экономики используют запреты на ведение производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение фирм вплоть до ликвидации. Во многих странах для контроля используется понятие доминирующего положения фирмы на рынке (более 60% рынка определенных товаров). В этом случае осуществляется постоянный мониторинг деятельности такой фирмы. Если фирма занимает менее 35%, то ее положение ни при каких условиях не может быть признано доминирующим. В РФ антимонопольная инфраструктура состоит из Федеральной антимонопольной службы, имеющей центральный аппарат и упр. в субъектах федерации. Она занимается также и защитой прав потребителя. Кроме того, в инфраструктуру входят Министерство Экономического развития и культуры, обладающее правом законодательной инициативы, МВД и прокуратура. В России первый антимонопольный закон был принят в 1991г.
- 1)Предмет экономической теории, методы, функции. 2)Уровни экономического анализа.
- 2Основные вопросы экономической теории. Классификация экономических систем
- 3.Экономические потребности, блага и ресурсы: сущность и классификация.
- Экономические ресурсы, классификация
- 4.Общественное производство. Стадии общественного производства.
- 6 Товар и его свойства. Теория предельной полезности
- 7. Кривая производственных возможностей. Понятие вменённых издержек.
- 8. Собственность. Понятие виды и формы.
- 9. Понятие спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на величину спроса
- 10. Предложение. Кривая предложения. Факторы, влияющие на величину предложения
- 11. Эластичность спроса и предложения.
- 12. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
- 13. Рынок: понятие, функции, структура.
- 14. Классификация рынков.
- 15. Домохозяйство как экономический субъект. Семья. Функции семьи.
- 16. Поведение потребителя в рыночной системе. Полезность. Шкала потребительского предпочтения.
- 17. Кривые безразличия их свойства. Линия бюджетного ограничения.
- 18. Фирма и предприятие как экономический субъект. Показатели деятельности фирмы.
- 19 Производственная функция. Изокванты и изокосты.
- 20 Основные организационно-правовые формы предприятий. Понятие предприятия, его признаки
- Организационные формы предприятий
- 21 Издержки производства. Понятие альтернативных издержек, явные и неявные издержки.
- 22 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 23 Выручка и прибыль фирмы. Принцип максимизации прибыли. Эффект масштаба.
- 24 Конкуренция и ее виды.
- 25 Антимонопольное регулирование.
- 26 Особенности функционирования рынка труда. Виды рынков труда.
- 27 Спрос на труд и предложение труда. Заработная плата, факторы влияющие на ее величину.
- 28 Особенности функционирования рынка земли. Спрос на землю и предложение земли. Виды собственности на землю.
- 29 Понятие ренты: абсолютная и дифференциальная. Цена земли.
- 30 Понятие капитала, его виды. Кругооборот и оборот капитала.
- 32 Понятие государства. Функции государства. Необходимость государственного вмешательства в экономику.
- 33 Способы, методы и инструменты государственного регулирования.
- Методы государственного регулирования экономики.
- 34 Понятие внешних эффектов.
- 35 Субъекты макроэкономических взаимоотношений.
- 36 Макроэкономические подразделения общественного производства.
- 37 Система национальных счетов.
- 38 Внп и ввп определение, методы расчета.
- 39 Дефлятор внп, индексы цен.
- 40 Чнп, нд, располагаемый личный доход, национальное богатство.
- 41 Цикличность экономического развития. Виды циклов
- В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):
- 44.Инфляция и ее виды
- 45.Методы измерения инфляции. Причины инфляции.
- 2. Функция сбережения. Факторы, влияющие на сбережения
- 51. Предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, предельная склонность к инвестированию. Предельная склонность к потреблению
- Предельная склонность к сбережению
- 53.Макроэкономическое равновесие
- Дефицит и профицит бюджета
- 56. Методы регулирования бюджетного дефицита.
- 57.Налоги.Сущность,виды,функции
- 58. 1)Налог.2)элементы налога.
- 60. Бюджетно-налоговая политика
- 64. Предложение денег. Денежные агрегаты
- 1. Уровень – Центральный банк Российской Федерации
- 2. Уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
- 66.Кредит. Сущность, виды, функции.