Показатели объемов производства продукции. Достоинства, недостатки, область применения
Продукция на предприятии учитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах. Продукты в натурально-вещественной форме учитываются предприятием в натуральных единицах (например, штуки, тонны, куб т.п.) .Натуральные показатели используются в целях установления заданий по производству цехам и участкам; Натуральные показатели не обеспечивают возможности измерения объёма выпуска разнородной по трудоёмкости продукции, не учитывают различий в качестве. Область применения: отдельные участки, а также цеха, выпускающие однородную по трудоёмкости продукцию.
Использование условно – натуральных единиц измерения дает возможность выразить весь объем производства в едином измерении. . Область применения: в цехах, выпускающих разнородную по трудоёмкости продукцию.
При этом объем выпуска продукции по всей номенклатуре может быть определен во формуле:
,
где Qi - объем выпуска продукции i-ого вида в натуральных показателях;
Ктрi – переводной коэффициент трудности
На каждый вид продукции устанавливаются нормы затрат рабочего времени. При этом объем выпуска продукции определяется по выражению:
где Hi – затраты рабочего времени на изготовление единицы i – го вида продукции.
Используются следующие стоимостные показатели объёмов произведённой продукции:
валовой оборот;
валовая продукция;
товарная продукция,
реализованная продукция.
Валовой оборот (ВО) характеризует в стоимостном выражении объём продукции, произведённый за какой – либо промежуток времени всеми цехами предприятия как для отпуска на сторону (продажу), так и для дальнейшей переработки и производственного использования.
Валовая продукция (ВП) – это разность между валовым и внутризаводским оборотом.
Внутризаводской оборот (ВЗО) – это стоимость продукции, потреблённой на собственные нужды.
Валовая продукция включает стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов, , стоимость работ и услуг, выполненных по заказам сторонних организациям и собственному капитальному строительству
,
Товарная продукция (ТП) представляет собой произведённую в отчётном периоде продукцию, подготовленную для отпуска на сторону либо собственному капитальному строительству.
В товарную продукцию включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, работ, услуг промышленного характера.
В реализованную продукцию (РП) включается стоимость отгруженной и оплаченной потребителями продукции.
Все стоимостные показатели связаны между собой через показатели – коэффициенты:
Коэффициент соотношения валовой продукции и валового оборота. Показывает, сколько гривен валовой продукции приходится на 1 гривну валового оборота (ВП/ВО)
Коэффициент внутрипроизводственного кооперирования - обратный первому
Коэффициент товарности – характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 гривну стоимости валовой продукции (ТП/ВП)
Коэффициент отгрузки – определяет соотношение стоимостей отгруженной и товарной продукции (ОП/ТП)
Коэффициент реализации – показывает соотношение стоимости реализуемой и отгруженной продукции (РП/ОП).
- Показатели объемов производства продукции. Достоинства, недостатки, область применения
- Понятие, состав и структура основных производственных фондов. Показатели, характеризующие состояние и движение производственных фондов
- Коэффициент выбытия
- Показатели эффективности использования производственных фондов и пути улучшения их использования
- Амортизация основных фондов. Методы амортизации
- Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
- Показатели и методы измерения производительности труда. Резервы и факторы роста производительности труда
- Заработная плата. Функции заработной платы. Принципы организации заработной платы на предприятии. Содержание тарифной системы
- Система показателей эффективности использования производственных ресурсов предприятия
- Факторы и пути улучшения использования производственных ресурсов предприятия в экономике предприятия
- 11.Понятие себестоимости. Роль и значение показателя себестоимости. Состав затрат производства продукции
- Группировка затрат производства по экономическим элементам. Состав сметы затрат производства
- 13. Группировка затрат по калькуляционным статьям. Составление калькуляции на продукцию (показать на примере)
- 14.Классификация затрат по способу отнесения на производство конкретных видов продукции. Методика распределения косвенных затрат
- 15. Классификация затрат по степени влияния от объема производства
- 16. Определение критического объема производства (условие безубыточности)
- 17. Цены на продукцию. Ценообразующие факторы. Стратегия
- Прибыль как обобщающий показатель финансовых результатов деятельности предприятий. Виды прибыли. Функции прибыли. Источники образования и направления использования прибыли
- 19. Показатели рентабельности. Пути роста прибыли и рентабельности
- 20.Система налогообложения предприятия. Косвенные налоги (ндс, акцизный сбор). Налогообложение прибыли предприятия
- 21. Понятие и основные направления капитальных вложений. Состав капитальных вложений при проектировании нового строительства и реконструкции действующих объектов
- 22. Показатели абсолютной эффективности капиталовложений
- Показатели сравнительной эффективности капитальных вложений. Определение годового экономического эффекта от внедрения новой техники
- 24. Учет фактора времени при определении затрат и результатов