19. Показатели рентабельности. Пути роста прибыли и рентабельности
(стр. 45)
Рентабельность основных фондов:
Прибыль – стоимость прибавочного продукта, выраженного в денежной форме. Прибыль является основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности, а также основой и движущей силой экономики рыночного типа.
(стр. 106, 107)
Рентабельность – это показатель доходности предприятия, его прибыльности. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Рентабельность отражает уровень прибыли относительно определенной базы, выраженный в процентах. Т.о., рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представления о способности предприятия к приращению капитала.
На практике используются следующие показатели рентабельности:
На основе соизмерения прибыли (валовой, от операционной деятельности, чистой) с объёмами продаж:
На основе соизмерения прибыли со стоимостью активов (оборотного и необоротного капитала) - показатель общей рентабельности:
,
где Sакт. – стоимость активов или
,
где Ф -среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ОС – средние остатки оборотных средств.
.
На основе соизмерения денежных потоков с объёмами продаж, либо стоимостью активов.
или либо
где сальдо денежных потоков (разница между притоком и оттоком денежных средств за отчётный период).
-Q объём продаж;
стоимость активов.
стоимость акционерного капитала
Наиболее часто используемыми показателями рентабельности являются:
Показатель общей рентабельности:
Рентабельность продаж:
Рентабельность по отношению к затратам:
Для определения рентабельности производства конкретных видов продукции используются показатель:
где Ц – оптовая цена предприятия
С – полная себестоимость.
пути повышения прибыли и рентабельности
(стр. 109)
На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности. К внешним факторам относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, на топливно-энергетические ресурсы, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и пр.
Важными внутренними факторами роста прибыли предприятия являются: рост объема производства и реализации продукции, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов (основных и оборотных), рост производительности труда. На прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. В целях увеличения прибыли предприятие должно принимать соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции.
Фактор, напрямую определяющий уровень прибыли, - применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самим предприятием, их уровень в определенной степени зависит от самого предприятия. Независящим от предприятия фактором являются государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, ее конкурентоспособностью.
На величину прибыли оказывает влияние структура реализуемой продукции. Чем выше доля высоко рентабельной продукции в объеме реализации, тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Основные факторы, воздействующие на объем прибыли, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа со стороны предприятия.
- Показатели объемов производства продукции. Достоинства, недостатки, область применения
- Понятие, состав и структура основных производственных фондов. Показатели, характеризующие состояние и движение производственных фондов
- Коэффициент выбытия
- Показатели эффективности использования производственных фондов и пути улучшения их использования
- Амортизация основных фондов. Методы амортизации
- Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
- Показатели и методы измерения производительности труда. Резервы и факторы роста производительности труда
- Заработная плата. Функции заработной платы. Принципы организации заработной платы на предприятии. Содержание тарифной системы
- Система показателей эффективности использования производственных ресурсов предприятия
- Факторы и пути улучшения использования производственных ресурсов предприятия в экономике предприятия
- 11.Понятие себестоимости. Роль и значение показателя себестоимости. Состав затрат производства продукции
- Группировка затрат производства по экономическим элементам. Состав сметы затрат производства
- 13. Группировка затрат по калькуляционным статьям. Составление калькуляции на продукцию (показать на примере)
- 14.Классификация затрат по способу отнесения на производство конкретных видов продукции. Методика распределения косвенных затрат
- 15. Классификация затрат по степени влияния от объема производства
- 16. Определение критического объема производства (условие безубыточности)
- 17. Цены на продукцию. Ценообразующие факторы. Стратегия
- Прибыль как обобщающий показатель финансовых результатов деятельности предприятий. Виды прибыли. Функции прибыли. Источники образования и направления использования прибыли
- 19. Показатели рентабельности. Пути роста прибыли и рентабельности
- 20.Система налогообложения предприятия. Косвенные налоги (ндс, акцизный сбор). Налогообложение прибыли предприятия
- 21. Понятие и основные направления капитальных вложений. Состав капитальных вложений при проектировании нового строительства и реконструкции действующих объектов
- 22. Показатели абсолютной эффективности капиталовложений
- Показатели сравнительной эффективности капитальных вложений. Определение годового экономического эффекта от внедрения новой техники
- 24. Учет фактора времени при определении затрат и результатов