logo
1-24

19. Показатели рентабельности. Пути роста прибыли и рентабельности

(стр. 45)

Рентабельность основных фондов:

Прибыль – стоимость прибавочного продукта, выраженного в денежной форме. Прибыль является основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности, а также основой и движущей силой экономики рыночного типа.

(стр. 106, 107)

Рентабельность – это показатель доходности предприятия, его прибыльности. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Рентабельность отражает уровень прибыли относительно определенной базы, выраженный в процентах. Т.о., рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, дает представления о способности предприятия к приращению капитала.

На практике используются следующие показатели рентабельности:

  1. На основе соизмерения прибыли (валовой, от операционной деятельности, чистой) с объёмами продаж:

  2. На основе соизмерения прибыли со стоимостью активов (оборотного и необоротного капитала) - показатель общей рентабельности:

,

где Sакт. – стоимость активов или

,

где Ф -среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ОС – средние остатки оборотных средств.

.

  1. На основе соизмерения денежных потоков с объёмами продаж, либо стоимостью активов.

или либо

где сальдо денежных потоков (разница между притоком и оттоком денежных средств за отчётный период).

-Q объём продаж;

стоимость активов.

стоимость акционерного капитала

Наиболее часто используемыми показателями рентабельности являются:

  1. Показатель общей рентабельности:

  2. Рентабельность продаж:

  3. Рентабельность по отношению к затратам:

Для определения рентабельности производства конкретных видов продукции используются показатель:

где Ц – оптовая цена предприятия

С – полная себестоимость.

пути повышения прибыли и рентабельности

(стр. 109)

На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности. К внешним факторам относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, на топливно-энергетические ресурсы, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и пр.

Важными внутренними факторами роста прибыли предприятия являются: рост объема производства и реализации продукции, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов (основных и оборотных), рост производительности труда. На прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. В целях увеличения прибыли предприятие должно принимать соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции.

Фактор, напрямую определяющий уровень прибыли, - применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самим предприятием, их уровень в определенной степени зависит от самого предприятия. Независящим от предприятия фактором являются государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, ее конкурентоспособностью.

На величину прибыли оказывает влияние структура реализуемой продукции. Чем выше доля высоко рентабельной продукции в объеме реализации, тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Основные факторы, воздействующие на объем прибыли, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа со стороны предприятия.