12.5. Оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг
Оценку инвестиционной привлекательности ценной бумаги необходимо начинать с рассмотрения ее эмитента. Комплексная оценка эмитента осуществляется в несколько этапов:
1) оценка отрасли, в которой осуществляет свою хозяйственную деятельность эмитент;
2) оценка основных показателей хозяйственной деятельности и финансового состояния эмитента;
3) оценка спроса на акции на фондовом рынке;
4) оценка условий эмиссии акции.
При оценке инвестиционной привлекательности вложений в акции используют ряд показателей:
1. Уровень отдачи собственного и всего акционерного капитала, определяемого величиной чистой прибыли от использованного капитала.
2. Показатели финансовой независимости предприятия, методика расчета которых приведена в гл. 7.
3. Показатели прогнозирования платежеспособности на перспективу, финансовых результатов от реализации продукции, товаров, работ и услуг, обеспеченности внеоборотными и оборотными активами, собственными средствами, рентабельности продаж, исчисленной по чистой прибыли.
4. Балансовая стоимость одной акции, определяемая размером собственных средств, приходящихся на одну акцию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле
Са.б = Кс / А,
где Са.б — балансовая стоимость одной акции на определенную дату; Кс — стоимость собственных средств на определенную дату; А — общее количество акций компании на определенную дату.
5. Коэффициенты дивидендного покрытия, методика расчета которых приведена выше.
6. Коэффициент обеспеченности привилегированных акций чистым капиталом, определяемым по балансовому равенству (Активы — Обязательства = Чистый капитал)
Оп.а = Кч / Апр,
где Оп.а — коэффициент обеспеченности привилегированных акций чистым капиталом; Кч — сумма чистого капитала на определенную дату; Апр — количество привилегированных акций компании.
7. Уровень выплат дивидендов по отношению к оценке акции в стоимостном и процентном отношении
Ко.а = Да / Ца
или
Ко.а = (Да / Ца) · 100,
где Ко.а — уровень отдачи с акции, %; Да — сумма дивиденда, планируемого к выплате по акции в определенном периоде; Ца — цена акции на период ее приобретения.
Используется и обратный показатель (соотношение цены и доходности), т.е. чем выше уровень выплат по дивидендам и ниже соотношение цены и доходности, тем привлекательнее акции для их приобретения.
8. Коэффициент обращения акций, показывающий объем обращения выпущенных акций и являющийся косвенным показателем ее ликвидности. В зарубежной практике этот показатель рассчитывается по результатам продаж как на биржевом, так и на внебиржевом фондовом рынке. Он рассчитывается по формуле
КОА = ОПР / АО · ЦПР,
где КОА — коэффициент обращения акций в определенном периоде; ОПР — общий объем продажи рассматриваемых акций на торгах за определенный период; АО — общее количество акций компании; ЦПР — средняя цена продажи одной акции в рассматриваемом периоде.
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточные для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов в связи с отсутствием реальных денежных средств. В условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
В основе дивидендной политики предприятия лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления —максимизации совокупного дохода акционеров, величина которого за истекший период складывается из суммы полученных дивидендов. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, предприятие и акционеры должны оценивать, как их величина может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, зависящей от многих факторов, например от общего финансового положения предприятия на рынке товаров и услуг.
Одним из показателей инвестиционной привлекательности ценных бумаг является индекс Доу-Джонсона, вошедший в обиход еще в прошлом веке. В 1884 г. Чарльз Доу сложил курсы акций двух промышленных фирм и девяти железнодорожных компаний и разделил полученную сумму на общее количество компаний. Правда, если придерживаться абсолютно точной терминологии, к "изобретению" Чарльза Доу слово "индекс" не вполне подходит, так как оно обозначает относительную величину.
Позже вместе со своим партнером Эдди Джонсоном он стал регулярно публиковать этот индекс в газете "The Wall Street Journal". Начиная с 1886 г. средняя величина стала выводиться по акциям 12 крупнейших промышленных компаний, с 1916 г. — 20, а с 1928 г. — 30.
Рынок ценных бумаг США отличает так называемое расщепление (split) акций. Например, если компания выпустила 1 млн акций, курс которых составляет 115 дол. за акцию, то при проведении сплита компания объявляет, что ее собственный капитал будет представлен 2 млн акций по цене 60 дол. за акцию, а общий объем капитала — 120 млн дол. Считается, что круглые числа психологически более привлекательны, да и переоценка может быть произведена с некоторой выгодой для корпорации. Однако расщепление акций ведет к неизбежным искажениям, и для ликвидации их последствий стал вычисляться и публиковаться специальный корректирующий делитель.
В настоящее время вычисляются и публикуются индексы Доу-Джонсона по 30 крупнейшим промышленным фирмам, 20 транспортным компаниям (авиационным, железнодорожным и автомобильным), 15 коммунальным корпорациям Америки (газо- и электроснабжения и т.п.), а также сводный индекс по всем этим 65 компаниям. Считается, что индекс стал чем-то вроде показателя не только здоровья экономики США, но и значительной части мира, ведь многие компании — это транснациональные корпорации.
Существуют и другие, более представительные биржевые индексы.
В их числе S&P 500 (Standart & Poo's 500), включающий акции 500 компаний (400 промышленных, 20 транспортных, 40 коммунальных и 40 финансовых). Это индекс в полном смысле слова: по каждой из 500 компаний определяется произведение курса выпущенных акций на их общее число, затем суммируют данные по всем компаниям и полученную величину делят на аналогичную стоимость в базовом периоде.
Индекс NYSE Composite Index учитывает курсы всех акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. AMEX Market Value Index отражает динамику курсов акций на Американской фондовой бирже. NASDAQ National Market System Composite Index свидетельствует о состоянии внебиржевого рынка, проходящего через компьютерную сеть Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг. Value Line Index построен на основе геометрической средней, а Wilshire 5000 охватывает не только акции, котируемые на Американской фондовой и Нью-Йоркской биржах, но и существенную часть внебиржевого оборота.
В финансовых бюллетенях можно найти самые разные индексы, причем не только для акций, но и для других видов ценных бумаг. Как показывает опыт, нередко вслед за изменением курсов акций наступают подъемы и спады производства. Для того чтобы прогноз динамики биржевых курсов был более достоверным, он дополняется анализом целой системы других показателей: темпов роста валового национального продукта, динамики заказов на оборудование и новое строительство, изменения цен на потребительские и промышленные товары, ставок процента и уровня занятости населения.
Г Л А В А 13
- Хозяйственной
- Деятельности
- Предприятия
- Предисловие
- Оглавление
- Предмет, метод и приемы анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 1.1. Методологические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия
- Выводы по результатам анализа
- 1.2. Комплексный экономический анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
- Показатели финансового состояния и платежеспособности
- 1.3. Приемы изучения причинно-следственных связей
- 1.4. Детерминированные приемы анализа
- Математические приемы
- Интегрирование
- 1.5. Стохастическое моделирование. Парная корреляция
- 1.6. Использование множественной корреляции в экономическом анализе
- 1.7. Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности
- 1.8. Прием дисконтирования
- 1.9. Индексные приемы анализа
- Окончание табл.1.17
- 1.10. Прием сложных и простых процентов
- Глава 2 развитие приемов анализа с использование информационных технологий
- 2.1 Понятие информационных технологий и возможности их использования в анализе хозяйственной деятельности предприятий
- 2.2. Моделирование и технологические приемы анализа хозяйственной деятельности средствами Microsoft Excel
- 2.3. Дискриминантный анализ в системе стохастических наблюдений
- Глава 3 экономическое содержание бухгалтерского баланса организации. Анализ средств и источников их формирования
- 3.1. Экономическое содержание бухгалтерского баланса
- 3.2. Анализ размещения, состава, структуры и формирования средств организации
- Анализ состава и структуры внеоборотных активов приведен в табл.3.3.
- 3.3. Анализ размещения, состава, структуры и формирования отдельных статей источников средств организации
- Глава 4 анализ финансовых результатов
- 4.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- Окончание табл.4.1
- 4.2. Анализ состава, структуры и динамики показателей прибыли
- Факторов изменения прибыли от реализации, млн. Р.
- 4.3. Анализ резервов увеличения прибыли от реализации
- 4.4. Анализ формирования чистой прибыли
- (Чистой) прибыли, млн. Р.
- Продолжение табл.4.13
- 4.5. Анализ рентабельности
- 4.6. Анализ маржинального дохода и точки безубыточности
- Окончание табл.4.15
- Глава 5. Анализ налогов и других обязательных платежей
- 5.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 5.2. Анализ структуры и динамики налогов и других обязательных платежей
- 5.3. Анализ факторов изменения налогов и платежей, включаемых в себестоимость
- 5.4. Анализ факторов изменения налогов, уплачиваемых из выручки
- 5.5. Анализ факторов изменения налогов, уплачиваемых из прибыли
- Глава 6 анализ затрат на производство и себестоимости продукции
- 6.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 6.2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 6.3. Анализ состава и структуры затрат на производство. Анализ затрат на рубль продукции
- 6.4. Общая оценка показателей себестоимости продукции
- 6.5. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям
- 6.6. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
- 6.7. Резервы снижения себестоимости продукции
- Глава 7
- 7.3. Анализ показателей финансового состояния в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и новой бухгалтерской отчетностью (2009 г.)
- 7.3.1.2. Анализ структуры актива и пассива бухгалтерского баланса
- 7.3.2. Анализ формирования чистых активов
- 7.3.3. Анализ финансовой независимости по критерию собственности источников средств
- 7.3.4 Анализ состояния расчетов
- 7.3.5. Анализ показателей наличия и факторов изменения собственных оборотных активов, покрытия внеоборотных активов собственными источниками
- 7.3.6. Анализ движения денежных средств
- 7.3.7. Анализ деловой активности
- 7.4. Нерешенные вопросы и развитие анализа финансового состояния
- 7.4.1. Развитие анализа финансового состояния организаций в Республике Беларусь
- 7.4.2. Мониторинг финансового состояния организации: сравнение методик Республики Беларусь и Российской Федерации
- 7.4.3. Перспективы анализа показателей платежеспособности по денежным потокам
- 7.4.4. Формирование валовой прибыли при оценке финансового состояния
- 7.4.5. Совершенствование анализа платежеспособности на промышленных предприятиях
- 7.4.6. Оборачиваемость средств как показатели эффективности и финансового состояния организации
- 7.4.7. Формирование показателей чистой прибыли и рентабельности при оценке финансового состояния
- 7.5. Использование дискриминантного анализа при оценке финансового состояния
- Приложение 7.2
- Приложение 7.3
- Раздел I
- Анализ состояния и эффективности использования основных средств
- 8.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 8.2. Анализ состава и структуры производственных основных средств
- Окончание табл.8.1
- 8.3. Анализ обобщающих показателей эффективности использования производственных основных средств
- 8.4. Анализ факторов изменения фондоотдачи производственных основных средств
- 8.5. Анализ состояния производственных основных средств
- 8.6. Анализ использования основного оборудования
- 8.7. Анализ использования производственной мощности
- Глава 9 анализ эффективности использования оборотных средств
- 9.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 9.2. Система показателей эффективности использования оборотных средств
- 9.3. Анализ факторов изменения оборачиваемости производственных запасов
- 1. Изменение годового объема реализации
- 2. Изменение среднегодовых остатков сырья, материалов, комплектующих и других аналогичных ценностей
- 2.1. Изменение норм запасов в днях
- 2.2. Изменение однодневной потребности сырья, материалов, комплектующих и других аналогичных ценностей
- 9.4. Оптимизация производственных запасов
- Глава 10 анализ реализации и объема производства продукции (товаров, работ и услуг)
- 10.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 10.2. Анализ динамики и выполнения плана по реализации и объему производства продукции (товаров, работ и услуг)
- 10.3. Анализ факторов изменения объема реализации продукции, работ и услуг
- 10.4. Анализ договорных обязательств
- 10.5. Анализ ритмичности
- 10.6. Анализ показателей качества
- 10.7. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 10.8. Затраты, связанные с качеством продукции
- Глава 11 анализ эффективности использования рабочей силы и фонда заработной платы
- 11.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- 11.2. Анализ динамики и выполнения плана по труду
- Окончание табл.11.2
- 11.3. Анализ изменения среднегодовой выработки работающего за счет инновационных мероприятий
- 11.4. Анализ использования рабочего времени
- Рабочее время
- Время работы
- Время перерывов
- Ненормируемое
- 11.5. Анализ фонда заработной платы
- 11.5.1. Состав фонда заработной платы
- 11.5.2. Анализ состава и структуры фонда заработной платы
- 11.5.3. Анализ использования фонда заработной платы
- 11.5.4. Анализ соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительности труда
- Анализ эффективности ценных бумаг и их инвестиционной привлекательности
- 12.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- Объекты анализа ценных бумаг
- 12.2. Классификация ценных бумаг
- 12.3. Оценка ценных бумаг
- Окончание табл.12.1
- 12.4. Анализ эффективности ценных бумаг
- Окончание табл.12.2
- 12.5. Оценка инвестиционной привлекательности ценных бумаг
- Анализ инвестиционной деятельности предприятия
- 13.1. Объекты, задачи и источники информации
- Показатели эффективности
- 13.2. Анализ формирования величины инвестиций
- 13.3. Анализ эффективности инвестиций
- Окончание табл.13.5
- Глава 14 анализ лизинговой деятельности
- 14.1. Объекты, задачи анализа и источники информации
- Объекты анализа лизинговой деятельности
- 14.2. Лизинговый платеж: методика формирования и расчет
- 14.3. Анализ эффективности лизинговой деятельности
- Глава 15 анализ инновационной деятельности
- 15.1. Объекты, задачи анализа и источники информации.
- Инноавационная деятельность
- 15.2. Инновационная деятельность предприятия и классификация инноваций
- 15.3. Анализ эффективности инновационной деятельности
- Продолжение табл.15.1
- Продолжение табл.15.1
- Продолжение табл.15.1
- Продолжение табл.15.1
- Окончание табл.15.1
- Литература