logo
эконом

1. Переходные процессы и их особенности

Процесс формирования и функционирования экономической системы включает три этапа: постепенное становление (возникновение), период зрелости и постепенное «умирание» в условиях зарождения и развития элементов новой системы. При этом происходят непрерывно изменения социально-экономических систем или отдельных их блоков. Эти изменения различаются по своей глубине, по интенсивности во времени и по характеру, по охвату элементов системы, по соотношению и роли объективных и субъективных факторов. Изменение количественных характеристик экономической системы называется модернизацией или совершенствованием системы. В этом случае переход от исходного состояния к последующему осуществляется как бы по горизонтали. Накопление количественных изменений приводит к качественным сдвигам, т.е. к трансформации социально-экономической системы. В данном случае переход от исходного состояния к последующему происходит по вертикали.

В ходе трансформации хозяйственно-экономических систем возникают переходные состояния соответствующих систем и переходные периоды. Понятие переходного периода, его содержание и свойства характеризуются следующими моментами: трансформационные процессы становятся общесистемными; сосуществуют старые и новые формы экономической жизни и управления хозяйством; имеет место особый характер противоречий - противоречия развития, т.е. противоречия между старыми и новыми элементами производственных отношений; историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы; неустойчивость, обусловленная трансформацией общества и проявляющаяся в альтернативных вариантах его развития; возрастает роль политики, субъективного фактора – различных реформаторских программ, законотворческой деятельности государства; происходят сдвиги в социальной структуре, политической надстройке; усиливается значимость новых форм социально-экономических отношений.

Переходный процесс является объективным, но стимулируется и подкрепляется субъективной деятельностью. Комплекс сознательно осуществляемых мер, направленных на развитие, углубление, регулирование процессов изменения социально-экономической системы или ее отдельных блоков называется реформой.

Теоретическими вопросами реформ переходного периода занимается специальная наука транзитология. Предметом изучения транзитологии являются общецивилизационные проблемы изменения, трансформации хозяйственно-экономических систем. Она возникла в последней четверти ХХ века в рамках компаративистики – отрасли экономической науки, занимающейся сравнительным анализом экономических систем. Центральной проблемой транзитологии являются трансформационные процессы в постсоциалистических странах. В настоящее время создана международная ассоциация транзитологов, в состав которой входят российский институт экономических проблем переходного периода.

Первый опыт перехода от разрушенного внешними обстоятельствами рынка к рыночным системам в ХХ в. имел место в послеоктябрьской России. Далее происходила рыночная трансформация экономик, разрушенных войнами (Германия, Япония) и кризисами (США). В современных условиях процессы рыночной трансформации универсализируются. Экономическая трансформация рыночного характера – типичное и масштабное явление. Более 80 стран мира и прежде всего Европы и Латинской Америки пошли по пути реформ, нацеленных на создание основ или существенное расширение сферы действий соответствующих отношений и механизмов.

Элементами реформирования экономики, необходимыми и достаточными для становления и расширения сферы рыночных отношений, являются: либерализация хозяйственных отношений, институциональные преобразования и формирование нового хозяйственного порядка, преобразование реального сектора экономики.

Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства, демонтаж системы и организационных структур директивного планирования и централизованного распределения ресурсов. Это начальная форма рыночных преобразований, основа конкуренции как особого механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения качества продукции, роста эффективности производства. Эти меры реализуются в кратчайшие сроки.

Институциональные преобразования и формирование нового хозяйственного порядка обеспечивают защиту рыночной либерализации и конкуренции, а так же открытость, прозрачность предпринимательской деятельности, т.е. упорядочивают рыночную среду, не позволяют превратиться ей в анархию. Упорядочение рыночной среды и всестороннее обустройство рыночного пространства требует выработки формальных и неформальных норм хозяйствования, правил и кодексов поведения, принятия комплекса законов и становления системы обслуживающих рынки учреждений. Это действия среднесрочного горизонта. Ресурс времени необходим для выработки обоснования институциональной новации, ее внедрения, организации и осуществления мониторинга, выявления недостатков, корректировки решений, воплощения модернизированных законов, норм, организационных форм.

Преобразование реального сектора экономики - это наиболее долгосрочная часть рыночных преобразований, которая осуществляется ради качественного улучшения производства и повышения эффективности использования ресурсов, для обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Реформирование реальной экономики предполагает последовательное решение комплекса задач: преодоление экономического кризиса; финансовая и макроэкономическая стабилизация; обеспечение экономического роста, повышение эффективности воспроизводства, изменение структуры национальной экономики; включение национальной экономики в международное разделение труда; создание условий для экологически безопасного и устойчивого на длительную перспективу развития; формирование научно-технических социальных предпосылок перехода к постиндустриальному обществу.

Закономерности рыночной трансформации реализуются в специфических условиях и модифицируются. При реформировании важно принимать во внимание следующие национально-страновые особенности: социально-экономическая зрелость общества (развитие производства, его масштабность и сложность); уровень развития рыночных элементов; наличие или отсутствие внешней поддержки реформ; характер и глубина экономического кризиса; особенности национального менталитета; политическая стабильность.

Для успешной реализации стратегии и конкретных программ рыночных преобразований необходимы: наличие и публичное объявление идеологии реформ; поддержка реформ значительными общественными силами; квалифицированные и дееспособные государственные органы; тщательно разработанный алгоритм осуществления реформ; формирование экономических резервов, позволяющих преодолеть трансформационные негативы с минимумом потерь; дифференцированный подход к реформированию отраслей и сфер экономики.