logo
эконом

2. Закон предложения

Предложениеэто то количество экономических благ, которое предлагается к продаже при данном уровне цен в определенный момент времени.

Характер зависимости между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара устанавливает закон предложения.

Р

S

Q

Рис. 4: Кривая предложения

Где Р – цена товара, Q – его количество.

Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от уровня цены, то есть с ростом цены количество предлагаемого к продаже товара возрастает, а со снижением цены - сокращается.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены используют резерв­ные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что при­водит к увеличению предложения;

2) в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.

На предложение, также как и на спрос, влияет ряд факторов, не связанных с ценой и изменяющих и положение кривой предложения при данном уровне цен.

Неценовые факторы предложения:

- изменение числа производителей и продавцов данного или аналогичного товара;

- изменение затрат фирмы (издержек производства), связанных с изменением цен на используемые ресурсы;

- наличие свободных экономических ресурсов в стране;

- открытость рынка для международных связей;

- НТП, улучшение технологии производства;

- налоги и дотации (увеличение налогообложения для производителя является ростом издержек производства и ведет к сокращению предложения продукции, а различного рода дотации и государственные субсидии улучшают финансовое положение производителя, снижают издержки производства и, следовательно, повышают объем предложения);

- ожидания производителей (возможные изменения в спросе, изменение цен на ресурсы, изменение таможенных пошлин и др.).