12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Формы самостоятельной работы: выполнение самостоятельных библиографических описаний, написание рефератов, составление обзора литературы, обобщающих схем, таблиц по темам курса; разработка проблемных вопросов, заданий, кроссвордов; конспектирование первоисточников; подготовка рецензий на статьи, монографии; выполнение микроисследований; выполнение картотеки первоисточников и др. (см. методические указания к самостоятельной работе студентов).
Темы контрольных работ:
История психологии как особая отрасль знаний. Периодизация психологической мысли.
Предмет, методы, задачи и основные источники истории психологии.
Этапы, принципы и специфика развития историко-психологических исследований.
Представления «о внутреннем мире» человека в Древнем Египте.
Особенности психологических взглядов в философско-религиозных системах Древнего Китая.
Особенности психологических взглядов в философско-религиозных системах Древней Индии.
Естественнонаучная линия изучения человека на Древнем Востоке.
Мистические представления о психических явлениях в Древней Греции.
Условия развития и общая характеристика психологического знания Античности.
«Природа души» в ранних философских системах Древней Греции.
Идеалистическое учение Платона о душе, познании и чувствах.
Учение о душе и ее функциях в трудах Аристотеля.
Естественнонаучные представления о природе души и тела в трудах античных медиков.
Условия развития и общая характеристика психологического знания в Средние века.
Эмпирическое изучение психических явлений в трудах Авиценны и Аверроэса.
Представление о душе в теологии Фомы Аквинского.
Возрождение античных ценностей как условие развития психологии в эпоху Возрождения.
Психолого-исторические особенности понимания человека в трудах Леонардо да Винчи.
Естественнонаучное направление изучения «природы души» в 14-16 вв.
Общая характеристика этапа развития психологии в рамках философских учений о душе.
Зарождение нового предмета изучения психологии в трудах Ф. Бэкона.
Понятие о рефлексе и рационалистическая психология Р. Декарта.
Психофизическая проблема и проблема свободы человека в трудах Б. Спинозы.
Обоснование эмпирической психологии сознания в работах Дж. Локка.
Источники опыта и представления о «внутреннем» Г. Лейбница.
Ассоциативная психология 16-17 вв. в трудах Дж. Беркли, Д. Юма и Д. Гартли.
Психологические идеи в классической немецкой философии 18-19 вв.
Психология как наука об элементах, актах и потоке сознания.
Развитие психологической мысли в России в 18-19 вв.
Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
25-30 стр. 5-6 источников (2 учебника)
- 3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
- Цели освоения дисциплины.
- 7. Образовательные технологии
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «История психологии»
- Ждан а.Н. История психологии: От античности до наших дней : Учебник / а. Н. Ждан, 2007.М.: Академический проспект - 576 с.
- Раздел 1. Развитие психологической мысли до выделения психологии в самостоятельную науку Предмет, задачи и методы истории психологии
- Психологическая мысль Античности
- Психологическая мысль в Средние Века
- Психологическая мысль эпохи Возрождения
- Психологическая мысль 18-19 столетий
- Первые программы развития психологии как самостоятельной науки
- Раздел 2. Развитие психологического знания в период развития психологии как самостоятельной науки
- Основные мировые психологические школы
- Развитие зарубежной психологической мысли во второй половине хх века
- Современное состояние и перспективы развития современной зарубежной психологии
- Особенности развития Российской психологии в первой половине хх в.
- Развитие психологии в годы Великой отечественной войны
- Состояние и развитие современной отечественной психологической науки
- 12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 13. Контрольно-оценочные материалы.
- Вопросы к зачету:
- Вопросы к экзамену: