Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины являются обретение учащимися комплексных профессиональных, знаний и навыков, компетенций в области истории психологии, позволяющих им выполнять соответствующие виды деятельности в области психологического знания. Образовательный курс состоит из 2 разделов, раскрывающих основные закономерности и особенности развития психологического знания на различных этапах его становления.
Задачи: формирование представлений о зарождении психологических представлений в недрах мифологических и религиозных воззрений о человеке; усвоение особенностей возникновения и развития философских, естественно-научных и социально-гуманитарных предпосылок психологического познания; изучение периодизации, основных этапов и направлений становления психологии как самостоятельной науки; формирование системы знаний о ключевых концепциях и вкладе ведущих ученых-психологов в развитие психологической науки; формирование умений ориентироваться в историко-научных и методологических основаниях и тенденциях развития современной психологии, анализировать историю вопроса и строить историко-научное обоснование изучаемой психологической проблематики.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История психологии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций:
способностью и готовностью к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3); использованию системы категорий и методов, необходимых для решения профессиональных задач в различных областях психологической практики (ОК-4); всестороннему восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).
профессиональных компетенций (ПК)
способностью и готовностью к: осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10), самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории, а также специфику формирования диалектического и системного взгляда на современную психологию; основные этапы и условия становления психологического знания, основные направления и школы в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; закономерности генезиса психологических идей.
Уметь: осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем; анализировать творческие идеи и научное наследие известных зарубежных, российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки; ориентироваться в наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях истории развития научного психологического знания; систематизировать и обобщать данные учебной и научной литературы по истории психологии;
Владеть навыками проведения сопоставительного анализа различных психологических теорий и концепций на основе изучения основных первоисточников - памятников психологической мысли; навыками выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем.
- 3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
- Цели освоения дисциплины.
- 7. Образовательные технологии
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «История психологии»
- Ждан а.Н. История психологии: От античности до наших дней : Учебник / а. Н. Ждан, 2007.М.: Академический проспект - 576 с.
- Раздел 1. Развитие психологической мысли до выделения психологии в самостоятельную науку Предмет, задачи и методы истории психологии
- Психологическая мысль Античности
- Психологическая мысль в Средние Века
- Психологическая мысль эпохи Возрождения
- Психологическая мысль 18-19 столетий
- Первые программы развития психологии как самостоятельной науки
- Раздел 2. Развитие психологического знания в период развития психологии как самостоятельной науки
- Основные мировые психологические школы
- Развитие зарубежной психологической мысли во второй половине хх века
- Современное состояние и перспективы развития современной зарубежной психологии
- Особенности развития Российской психологии в первой половине хх в.
- Развитие психологии в годы Великой отечественной войны
- Состояние и развитие современной отечественной психологической науки
- 12. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- 13. Контрольно-оценочные материалы.
- Вопросы к зачету:
- Вопросы к экзамену: