logo
микрашпоры(Коломыс)

16. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объемов производства в условиях чистой монополии

Чистая монополия – тип рынка, на кот одна фирма является единственным производителем или продавцом продукта, у которого нет субститута. В отличии от других фирм, фирма монополист сама устанавливает на рынке цены на свою продукцию, но при этом она должна учитывать платежеспособность населения.

Кривая спроса на продукцию чистого монополиста

Если фирма хочет продать больший объем продукции, она должна снизить цену.Оптимальный размер выпуска, когда предельные издержки = предельному доходу.Условие максимизации прибылиMR<P (в отличии от совершенной конкуренции) MR = MC

P>AC>(MR=MC)

Объем выпуска и цена монополиста

С – цена конкурентного рынка (если бы фирма не была монополистом, а реализовала продукцию ну конкурентном рынке);Рм – цена, кот зависит от платежеспособности спроса покупателей.Цена на рынке ЧМ определяется т.F (точка пересечения МС и MR) – определяет чистый доход.

Т. В – определяет платежеспособный спрос покупателя на продукцию и фирма будет стремиться установить цену на этом уровне.Т. Р – цена монополистической фирмы в ЧМ;

Т. В – реальный ограничитель цены.В результате такой политики фирма получит монополистическую прибыль.

Монополистическая прибыль – сверхприбыль, которую получает фирма-монополист, т.к. она обладает монополистической власти на рынке.Величина монопольной прибыли = Сумма (Рс, Рм, В, А). Эта сумма показывает общую сумму монопол прибыли, от всей проданной продукции Q (т.е. PmPc×Q).Отрезок ВА – показывает монополист прибыль, которую приносит единица продукции.Монополистическая при-ль ниже конкурентной прибыли – следовательно монополист недопроизводит продукцию (Qm<Qc).Если фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, то и в долгосрочном периоде она будет ее максимизировать, т.к. новым фирмам вход в эту отрасль отсуствует.