logo
Статистика Гусаров

21.1 Сущность цены и ее виды

Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах, определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. В этой своей функции цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и прои шоди-тельности труда, повышение уровня жизни населения.

368

Основой стоимости товара является труд, а величина стоимости определяется теми затратами груда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. В действующей практике установления цен подобщественно необходимыми затратамипонимаются затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятий, а также внесения платежей в бюджет.

Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка пена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

При помощи пен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

Учетная функцияпозволяет оценить затраты и результаты производства.

Стимулирующая функцияпризвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

Распределительная функцияпредусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи.

При переходе к рыночной экономике иена выполняет функцию учета спроса и предложения.

В условиях рыночных отношений в экономике в основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости или отклонения ее от величины стоимости зависит от степени влияния на цену спроса и предложения товаров, от возможностей государственного регулирования цены, от социальных факторов, количества бумажных денег в обращении. Воздействие спроса и предложения

369

обусловливает текущие колебания цены. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения - к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называютсянеравновесными.

Цена равновесия является частным случаем ценообразования и устанавливается на рынке на короткое время. Через некоторое время она меняется. Равновесная цена заинтересовывает изготовителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров.

Становление рыночной экономики сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных)цен.

Свободная цена- рыночная цена, складывающаяся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Свободная цена включает в себя налог на добавленную стоимость (НДС), а по некоторым товарам народного потребления учитывает также сумму акциза по установленным ставкам.

Государственные цены- цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги.

Государственные цены подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные.

Фиксированная цена- твердо установленная государством цена (тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на прокат из драгоценных металлов и сплавов, лом и отходы из них; цены на алмазное сырье, драгоценные, полудрагоценные, синтетические и искусственные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены приводятся в прейскурантах.

Регулируемая цена- цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г.

Предельная цена- государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и

370

управления (цены на лекарства, газ и др.). Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы(промышленность, сельское хозяйство, население) подразделяются на оптовые (закупочные), цены производителей и розничные.

Оптовая цена- иена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями (оптом). Оптовые цены могут быть свободными и госу тарственными,

Закупочная цена- вид оптовой пены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке. Закупочные цены являются свободными, они дифференцируются от качества продукции и с учетом географической сегментации рынка.

Цена производителя- цена, получаемая производителем за реализацию товаров (оказание услуг). Формируется обычно как иена франко-станция отправления (т. е. без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает в себя натог на добавленную стоимость и дотации.

371