3.2. Ориентация на практическое признание
Идея только тогда становится инновацией, когда основанное на этой идее решение стремиться к общественному признанию через использование в практической деятельности людей. Все очень понятно с идеями, имеющими коммерческую направленность. Рынок ?принял? инновацию, ?проголосовал деньгами? ? значит все в порядке. Сложнее ?продвинуть? идею, не имеющую выраженной коммерческой направленности. Или изначально некоммерческую, или такую, где коммерческий смысл ?запрятан? довольно глубоко.
Но в любом случае, инновации направлены или на удовлетворение потребности имеющегося рынка, или на создание нового рынка.
Чтобы избежать негативных последствий возможных ошибок, крупные компании пользуются сочетанием нескольких направлений развития. Во-первых, за основу своей деятельности принимают гарантированную стабильность с опорой на маркетинговое направление. Для этого выделяют значительные средства на улучшение продукта, максимально возможное использование потенциала, заложенного в его идее.
Во-вторых, внимательно следят за появлением инноваций в соответствующих сферах развития. Честь разработки, а также часто и практической апробации новой идеи предоставляется физическим лицам и малым предприятиям ? инноваторам.
Понятно, что решиться на инновацию в случае ?А? проще, чем в случае ?Б?. Очевидно, что внедрение любого нового продукта существенного облегчается, если у него уже имеется аналог, конечно, менее совершенный. Главное найти соответствующее решение и ресурсы, необходимые для проведения необходимых исследований и разработок (НИОКР) и начало серийного производства нового продукта.
Великолепно описана ситуация с инновацией по варианту ?А? легендарным Ли Якоккой в связи с созданием не менее легендарного автомобиля ?Мустанг? компании ?Форд?.[5]
Руководство компании с удивлением обнаружило, что имеется интерес к двухместной модели, которая, в принципе, не считалась особенно удачной. Но рынок сигнализировал об изменении предпочтений. Проведенные исследования показали, что ожидается повышение спроса среди молодежи, что является следствием резкого (на 50 %) увеличения возрастной группы от 20 до 24 лет. В тоже время на долю возрастной группы от 18 до 34 лет приходилась по крайней мере половина прогнозируемого на десятилетие (речь идет о 60-х годах) прироста продаж автомобилей.
Одновременно ожидался прирост числа студентов к концу десятилетия вдвое. При этом было известно, что люди с высшим образованием чаще покупают автомобили.
Плюс исследования показали, что люди старших возрастов стали предпочитать более броские и роскошные модели.
В результате, был выявлен рынок на новый тип автомобиля, отличительными чертами которого являются: элегантный внешний вид, высокие эксплуатационные качества. В принципе, ничего особенного. Практически стандартный набор пожеланий.
Дополнительные исследования конкретизировали требуемую модель. Новый автомобиль должен быть маленьким, но не слишком. Все-таки он должен быть четырехместным. Спортивного стиля. Удлиненный капот (создает впечатление мощи и технического совершенства) и укороченная крыша кузова. Простой в управлении. Маневренный. Автомобиль, который можно использовать практически во всех случаях жизни.
Были установлены конкретные ограничения по весу и цене.
Такой автомобиль был создан. И он превзошел все ожидания с коммерческой точки зрения.[6]
Маркетинговый вариант инновации очень четко отработан в крупных корпорациях. Однако, крупные корпорации часто проигрывают в ?изобретательстве?. Огромное количество принципиальных новшеств было освоено отдельными инноваторами и малыми фирмами, включая такие известные, ставшие сейчас обыденными продукты и услуги, как: застежка ?молния?, катализационный крекинг нефти, сборный железобетон, экспресс ? почты и многое другое.
Обычно схема в таких случаях следующая. У ?изобретателя? родилась идея нового продукта. Как всякий индивидуалист, а выше уже отмечалось, что изобретатели большие индивидуалисты, чем другие люди, он полностью уверен в успехе своего изобретения с содержательной стороны и с коммерческой. Но вот беда. У такого изобретателя зачастую нет достаточных средств для реализации своей идеи и он должен обращаться к тем, кто такими средствами обладает. На Западе система финансирования таких проектов отработана. Это так называемое венчурное финансирование. В России же сложнее. О проблемах внедрения инноваций варианта ?Б? речь пойдет позже.
Следует отметить, что далеко не во всех случаях проблема заключается только в финансировании. Но финансовое обеспечение необходимо для реализации практически любого проекта.
МЫСЛИ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО
(Экологический лозунг)
[5] Кстати, А.Хейли так отзывается об этой машине в романе ?Колеса?: ?? самая потрясающая модель, родившаяся на заводах Дейтройта и предопределившая тенденцию автомобилестроения на целый период??. Хейли А. Колеса. ? М.: Издательство АСТ, 2000, с.235. Эту книгу, а также ?Записки менеджера? Л.Якокки, можно рекомендовать всем, кто интересуется управлением в крупной компании, в т.ч. управлением инновациями.
[6] Якокка Л. Карьера менеджера: Пер.с англ. ? М.: Прогресс, 1990, с.86 ? 103.
? 2000 Коновалов Владимир Михайлович
(Разрешается свободное копирование для некоммерческого использования)
Yandex.RTB R-A-252273-3- Инновационная сага в. Коновалов
- Глава 1. Инновации и инноваторы
- Глава 1. Инновации и инноваторы
- 1.1. Поговорим о терминах или что такое инновация
- 1.2. Стимулятор инновационной деятельности
- 1.3. Являются ли инновации самоцелью и кто такие инноваторы
- 1.4. ?Физики? и ?лирики?
- Глава 2. Инновации ? основа динамичного развития общества
- 2.1. Восприимчивость к инновациям ? исторический пример Запада
- 2.2. Управление инновациями в Советском Союзе
- 2.2. Управление инновациями в Советском Союзе
- Глава 3. Факторы, влияющие на успех инноваций
- 3.1. Осознание предела
- 3.2. Ориентация на практическое признание
- 3.3. Инновационный климат
- 3.3. Инновационный климат
- 3.4. Способность инноваторов преодолевать сопротивление
- 3.5. Умение ?делиться?
- Глава 4. Причины сопротивления инновациям
- 4.1. Неправильное понимание ситуации
- 4.2. Боязнь ущемления личных интересов
- 4.3. Взаимодействие причин сопротивления на примере программы ?Доверие к страхованию?
- Глава 5. К определению экономической эффективности инноваций
- 5.1. Общее замечание к определению эффективности инноваций
- 5.2. Замечания относительно оценки инновационного проекта
- 5.3. Весьма важный вопрос
- 5.4. Влияние валютного курса на эффективность инноваций
- Глава 6. Защита интеллектуальной собственности
- 6.1. Что такое интеллектуальная собственность и небольшой исторический экскурс, показывающий как формировалась система защиты прав на неё
- 6.2. Защита интеллектуальной собственности в России
- 6.3. Лицензионные договоры