logo
Лекции Колосок Хотомлянский

Место курса экономики предприятия в системе других экономических наук.

  • Методы изучения курса.

  • Экономическая теория – есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

    Все экономические науки можно классифицировать по различным признакам:

    1. В зависимости от объекта изучения:

    2. В зависимости от предмета и содержания:

      1. Общие экономические науки, которые, в свою очередь можно разделить на:

      1. Частные экономические науки:

    Объектом изучения макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Макроэкономика изучает совокупный спрос и совокупное предложение, а также вопросы обеспечения баланса между ними и последствия его отсутствия (безработица, инфляция, дефицит государственного бюджета, снижение темпов экономического роста).

    Объектом изучения микроэкономики являются рынки конкретных товаров и поведение отдельных субъектов процесса экономического производства на рынке конкретных товаров.

    Предметом курса экономики предприятия является изучение закономерностей, объективных тенденций, путей и условий развития предприятий.

    Экономика предприятия как наука исследует пути рационального использования производственного потенциала, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, а также способы достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

    Научный метод экономической науки представляет собой систему научных принципов, приёмов и способов освещения экономической действительности. Он воспроизводит экономические процессы в форме научных понятий, т.е. отношений, законов, показателей и других характеристик.

    В основе изучения экономических процессов и явлений лежит диалектический метод познания, а также системность и комплексность.

    Сущность диалектического метода познания состоит в необходимости рассматривать все экономические процессы и явления как объективные во взаимосвязи и взаимообусловленности, в историческом развитии, вызванным разрешением противоречий, количественными и качественными изменениями.

    Рыночные условия хозяйствования предприятий определяются действием объективных экономических законов, основными из которых являются:

    Закон возвышающихся потребностей: нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определённых благах, называются потребностями. Потребности растут как в количественном, так и качественном отношениях.

    Закон редкости и ограниченности ресурсов: все виды экономических ресурсов, находящиеся в распоряжении человечества, отдельных стран, предприятий, ограничены как в количественном, так и в качественном .отношениях. Темпы роста человеческих потребностей опережают темпы роста источников средств для их удовлетворения.

    Закон спроса и предложения: количество товаров, требуемых за определённый период времени, будет падать при повышении цены и подниматься при её снижении при прочих равных условиях. Чем больше цена, тем меньше объём продаж. Количество товаров, предлагаемых на рынок, будет расти с ростом цен.

    Закон убывающей доходности: увеличение некоторых затрат по отношению к другим неизменным затратам приводит к увеличению общего количества продукции. Однако после определённого момента дополнительная продукция, получаемая от прибавления тех же самих дополнительных затрат, будет становиться всё меньше и меньше. Предельный доход на каждую единицу дополнительных затрат будет уменьшаться.

    Целями преподавания дисциплины являются: обеспечение квалифицированной подготовки в соответствии с современными требованиями к экономическому образованию; развитие у студентов экономического мышления и навыков самостоятельного решения экономических задач.

    Вопросы к теме:

    1. Что является объектом изучения макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия?

    2. Что является предметом изучения экономической теории?

    3. Приведите классификацию экономических наук по различным признакам.

    4. Что является предметом изучения макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия?

    5. Назовите методы изучения экономических наук.

    6. Раскройте суть законов редкости ресурсов, возвышающихся потребностей, спроса и предложения, убывающей доходности.

    Тема 2. Предприятие как основное организационное звено народного хозяйства.

    1. Понятие предприятия, виды предприятий. Организационно – правовые формы хозяйствования.