logo
Лекции Колосок Хотомлянский

3. Конкурентоспособность предприятия и продукции

Конкурентоспособная продукция - это продукция, отличающаяся более высокими потребительскими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией, имеющейся на рынке и пользующаяся, в результате этого повышенным спросом.

К факторам конкурентоспособности следует относить:

- внутренние (научный, технологический, финансовый и кадровый потенциал предприятия, маркетинг, материально – техническое обеспечение, сервисное обслуживание)..

Конкурентоспособность продукции определяется уровнем её качества и уровнем цен. Под качеством продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность к использованию в соответствии с назначением. Свойство – это объективная особенность продукции, проявляющаяся при её изготовлении, эксплуатации либо потреблении.

Принятые в настоящее время показатели (выход брака, потери от брака, количество предъявленных рекламаций и т.д.) не характеризуют качество продукции, а являются показателями качества труда.

Комплексная оценка качества продукции может быть получена на основе использования принципов квалиметрии – науки об измерении качества продукции.

В соответствии с принципами квалиметрии качество рассматривается как совокупность свойств, расположенных на различных уровнях иерархии.

Комплексная оценка качества

Обобщающая оценка свойств свойств

Технических

Технологических

Экономических

Организационных

Единичные оценки свойств качества

Единичные оценки Кi рассчитываются на основе сопоставления фактических свойств качества Рф с базовыми (эталонными) Рэ

или

Обобщающие оценки Коб j определяются как среднеарифметическое или среднегеометрическое единичных оценок:

либо средневзвешенное значение единичных оценок:

где n – количество единичных оценок; qi – весомость (значимость) i-ого свойства ( ).

Комплексная оценка определяется синтезированием обобщающих оценок

Конкурентоспособность продукции можно оценить с помощью показателя

,

где Кц – коэффициент, характеризующий ценовую конкурентоспособность продукции.