10. Основы налоговой системы. Принципы, виды и методы налогообложения. Потребности, блага, ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.
Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:
• справедливость и равенство налогообложения;
• эффективность налогообложения;
• простота и доступность для исчисления.
Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:
• у источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);
• в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).
Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.
Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.Третий принцип налогообложения – простота и доступность , для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны; Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний.Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние, заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага находят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Различают долговременные и недолговременные благи Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно ^ течение целого ряда последовательных использовании (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (питание).Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему.Все блага — и взаимодополняемые и взаимозаменяемые - подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые и косвенные. К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е. предметы потребления: ко вторым - блага, использующиеся для производства других благ, т.е. средства производства.В западной литературе продуктом, благом считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера и сберегательного банка, учреждений физической культуры и спорта.Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется двумя обстоятельствами — интенсивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и предназначенности каждого блага для определенного ряда применений. Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Экономическая ценность — это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности. Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий экономической деятельности.
- Экономическая теория как наука. Её функции.
- Теория производства. Общественное производство - основа развития общества.
- 3. Собственность, её сущность. Роль отношений собственности в развитии рыночной экономики. «Пучок прав собственности».
- Издержки фирмы: виды, их структура и пути снижения.
- Закон стоимости - закон товарного производства в рыночной экономике.
- Понятие эффективности производства, его показатели и факторы повышения (роста).
- Основные направления радикальной экономической реформы.
- 8. Капитал фирмы, его сущность и производство.
- 9. Предмет экономической теории. Методы экономического анализа.
- 10. Основы налоговой системы. Принципы, виды и методы налогообложения. Потребности, блага, ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.
- 11. Экономические законы, их основное содержание.
- 12. Экономический рост: типы, показатели, факторы.
- 13. Конкуренция и её виды.
- 14. Развитие (генезис) экономической теории. Основные экономические школы.
- 16. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы.
- 17. Кредит: сущность, формы и принципы. Кредитно - денежная политика и её эффективность.
- 18. Микро- и макроэкономика в системе экономических наук.
- 19. Понятие эластичности, коэффициент эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 20. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- 23. Деньги: сущность, функции. Основы денежной системы и пути её совершенствования.
- 24. Особенности рынка земли. Рента, её основные виды и арендная плата.
- 25. Рынок: сущность, функции и основные черты.
- 26. Структура и инфраструктура рынка. Виды рынков.
- 27. Рыночная экономика: основные черты, этапы развития и структура.
- 28. Закон стоимости, его функции и практическое использование.
- 29. Основные экономические системы: товарное производство, причины появления и основные черты.
- 30. Банки: их сущность и функции. Банковская система в условиях рыночной экономики.
- 31. Формы собственности. Частная собственность, как основа функционирования рыночного хозяйства.
- 34. Товар рабочая сила. Особенности товара «рабочая сила».
- 35. Понятие стоимости товара. Факторы, влияющие на величину стоимости.
- 36. Фирма, её виды и принципы деятельности.
- 37. Производительность труда: сущность, показатели и факторы роста.
- 38. Прибыль фирмы /предприятия/: её сущность, функции и виды.
- 39. Понятие спроса на товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 40. Понятие об акциях. Виды акций. Цена акции.
- 41. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Движение капитала и его функциональные формы в условиях рынка. Виды капиталов.
- 42. Сущность предложения товаров и услуг. Предложение и цена. Факторы, влияющие на предложение.