35. Понятие стоимости товара. Факторы, влияющие на величину стоимости.
В отличие от потребительной стоимости, стоимость не есть что-то осязаемое или зрительно воспринимаемое, хотя и воплощает вполне реальные затраты труда. Ее невозможно определить с помощью каких- то приборов и только в сопоставлении с другими товарами на рынке это можно сделать. Тем самым, если потребительная стоимость выражает отношение человека к вещи, имеющей для него полезность, то стоимость предстает как экономическое отношение, то есть как отношение между людьми.
В основу своего исследования А. Смит положил трудовую
теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом
и обмен товаров, соответственно, -
заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа
реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях
капитализма свободной конкуренции. А.Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара. "Слово "стоимость", - писал он, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторую - меновой стоимостью".
При этом для А. Смита характерно определение стоимости
только количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между
различными определениями меновой стоимости:
1. Стоимостью товара является затраченный на его производство труд.
2. Стоимостью является труд, на который может быть куплен товар.
3. Третье определение стоимости- заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода так же, как и всякой меновой стоимости. формула Стоимость = Стоимость сырья +зарплата +прибыль
Рикардо Был приверженцем трудовой теории стоимости.
Основные положения теории стоимости по Рикардо таковы.
Меновая стоимость зависит не только от количества и качества труда, но и от редкости товара.
Говоря о естественных и рыночных ценах, Рикардо писал: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены».
На уровень цен товаров наряду с затрачиваемым живым трудом влияет и труд овеществленный, то есть «труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду».
Относительная стоимость товаров не зависит от изменений уровня заработной платы у рабочих, меняется только соотношение между заработной платой и прибылью в стоимости продукта.
Повышение стоимости труда (заработной платы) невозможно без соответствующего падения прибыли.
Деньги как товары при снижении своей стоимости обуславливают необходимость роста заработной платы, что, в свою очередь, приведет к повышению цен на товары.
Деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения».
Уровень меновой стоимости товаров обратно пропорционален использованию в их производстве основного капитала, то есть при приросте основного капитала меновая стоимость будет падать.
Стоимость = Стоимость сырья – зарплата - прибыль
- Экономическая теория как наука. Её функции.
- Теория производства. Общественное производство - основа развития общества.
- 3. Собственность, её сущность. Роль отношений собственности в развитии рыночной экономики. «Пучок прав собственности».
- Издержки фирмы: виды, их структура и пути снижения.
- Закон стоимости - закон товарного производства в рыночной экономике.
- Понятие эффективности производства, его показатели и факторы повышения (роста).
- Основные направления радикальной экономической реформы.
- 8. Капитал фирмы, его сущность и производство.
- 9. Предмет экономической теории. Методы экономического анализа.
- 10. Основы налоговой системы. Принципы, виды и методы налогообложения. Потребности, блага, ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.
- 11. Экономические законы, их основное содержание.
- 12. Экономический рост: типы, показатели, факторы.
- 13. Конкуренция и её виды.
- 14. Развитие (генезис) экономической теории. Основные экономические школы.
- 16. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы.
- 17. Кредит: сущность, формы и принципы. Кредитно - денежная политика и её эффективность.
- 18. Микро- и макроэкономика в системе экономических наук.
- 19. Понятие эластичности, коэффициент эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 20. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- 23. Деньги: сущность, функции. Основы денежной системы и пути её совершенствования.
- 24. Особенности рынка земли. Рента, её основные виды и арендная плата.
- 25. Рынок: сущность, функции и основные черты.
- 26. Структура и инфраструктура рынка. Виды рынков.
- 27. Рыночная экономика: основные черты, этапы развития и структура.
- 28. Закон стоимости, его функции и практическое использование.
- 29. Основные экономические системы: товарное производство, причины появления и основные черты.
- 30. Банки: их сущность и функции. Банковская система в условиях рыночной экономики.
- 31. Формы собственности. Частная собственность, как основа функционирования рыночного хозяйства.
- 34. Товар рабочая сила. Особенности товара «рабочая сила».
- 35. Понятие стоимости товара. Факторы, влияющие на величину стоимости.
- 36. Фирма, её виды и принципы деятельности.
- 37. Производительность труда: сущность, показатели и факторы роста.
- 38. Прибыль фирмы /предприятия/: её сущность, функции и виды.
- 39. Понятие спроса на товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 40. Понятие об акциях. Виды акций. Цена акции.
- 41. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Движение капитала и его функциональные формы в условиях рынка. Виды капиталов.
- 42. Сущность предложения товаров и услуг. Предложение и цена. Факторы, влияющие на предложение.