36. Фирма, её виды и принципы деятельности.
Методические основы изучения фирмы как сложной системы
Любая фирма, в зависимости от ее размеров и характера деятельности, представляет собой более или менее сложную систему, состоящую из отдельных элементов. Каждый из таких элементов может в свою очередь рассматриваться как имеющее внутреннюю структуру подразделение и, следовательно, быть подсистемой, также состоящей из ряда присущих именно ей элементов.
Сложность технологических, организационных и экономических взаимоотношений между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований.
Во-первых, свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов, система обладает и другими свойствами, возникающими именно из-за наличия взаимосвязей между ее элементами ( закон эмерджентности ).
Во-вторых, сложность фирмы как реально существующего объекта исследования требует представления его в виде ряда упрощенных по сравнению с действительностью моделей, каждая из которых ориентирована на решение конкретного круга задач и является лишь некоторым более или менее значительным упрощением реально существующего объекта; упрощением, отображающими лишь важнейшие, с точки зрения конкретной задачи исследования, свойства и взаимосвязи элементов и системы в целом.
В-третьих, фирма как система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты деятельности фирмы существенное влияние и поэтому является открытой системой, находящейся в непрерывном взаимодействии с другими, иными словами, сама является подсистемой более общей экономической системы высшего уровня.
Для практических целей изучения деятельности фирм наибольшее значение имеет рассмотрение организационно-управленческой и экономико-технологической структур фирмы на основе соответствующих моделей. Функциональная структура управления фирмой.
При такой структуре сходные управленческие функции концентрируются в одном подразделении, что способствует быстрому росту квалификации работников за счет их специализации и, в конечном счете, росту профессионального уровня управленцев. Вместе с тем такая структура имеет и определенные недостатки, главный из которых -- недостаточная способность адаптации к быстро изменяющимся условиям деятельности фирмы из-за узкой специализации подразделений на решения нескольких частных задач.
Структура производственных подразделений фирмы также может строиться, исходя из различных принципов специализации. Так, например, каждое производственное подразделение может быть ориентировано на изготовление какого-то одного вида продукции. Такая структура называется предметно-специализированной. Преимущество такой организации в том, что управление производственными процессами в этом случае осуществляется в одном подразделении по всем стадиям производственного процесса, а недостатком - многообразие осуществляемых в рамках подразделения технологических процессов, что приводит к необходимости иметь в рамках каждого из производственных подразделений специалистов-технологов и др., функции которых могут быть весьма сходными, а степень загрузки каждого далеко не оптимальна. Аналогичное положение может возникнуть и при решении задач загрузки оборудования, так как при предметной специализации в каждом подразделении может возникать потребность как в специальном оборудовании, ориентированном на выполнение узкого круга операций, так и в универсальном. С точки зрения интересов фирмы в целом такая ситуация грозит распылением и недостаточно эффективным использованием имеющихся ресурсов.
Альтернативой предметной специализации при выборе организационной структуры производственных подразделений может служить принцип технологической специализации. Для такой структуры характерным будет выделение подразделений по признаку однородности выполняемых технологических процессов ( операций ). По такому принципу на крупном машиностроительном заводе могут быть, например, организованы обладающие определенной административной самостоятельностью цеха: литейный, кузнечно-прессовый, механический ( в котором производится механическая обработка отливок, поковок, штамповок и др. деталей ), сборочный цех окраски и упаковки готовой продукции. Преимущества технологической специализации подразделений проявятся в действительности только при условии, если объем работ каждого из них будет достаточно велик.
В ряде случаев наиболее целесообразной оказывается смешанная организационная структура, в рамках которой сочетаются подразделения, выделенные как по технологическому, так и по предметному принципам. Например, на том же машиностроительном заводе с технологической специализацией цехов основного производства может быть образован и цех по производству товаров народного потребления, ориентированный, главным образом, на использование отходов, образующихся в основном производстве.
На практике могут встретиться и случаи, когда организационная структура фирмы ориентирована на обслуживание определенных групп клиентуры. Такая ситуация может быть характерной для торгово-посреднических фирм и торговых домов, а иногда и для промышленных многоотраслевых концернов, когда производство в них ориентировано на интересы совершенно различных групп потребителей. Так, можно представить себе ситуацию, когда организационная структура органов управления фирмы ориентированы на определенные сегменты рынка. Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1) научность;
2) системность и комплексность;
3) единоначалие и коллегиальность;
4) демократический централизм;
5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
- Экономическая теория как наука. Её функции.
- Теория производства. Общественное производство - основа развития общества.
- 3. Собственность, её сущность. Роль отношений собственности в развитии рыночной экономики. «Пучок прав собственности».
- Издержки фирмы: виды, их структура и пути снижения.
- Закон стоимости - закон товарного производства в рыночной экономике.
- Понятие эффективности производства, его показатели и факторы повышения (роста).
- Основные направления радикальной экономической реформы.
- 8. Капитал фирмы, его сущность и производство.
- 9. Предмет экономической теории. Методы экономического анализа.
- 10. Основы налоговой системы. Принципы, виды и методы налогообложения. Потребности, блага, ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.
- 11. Экономические законы, их основное содержание.
- 12. Экономический рост: типы, показатели, факторы.
- 13. Конкуренция и её виды.
- 14. Развитие (генезис) экономической теории. Основные экономические школы.
- 16. Фирма в системе рыночных отношений. Теория фирмы.
- 17. Кредит: сущность, формы и принципы. Кредитно - денежная политика и её эффективность.
- 18. Микро- и макроэкономика в системе экономических наук.
- 19. Понятие эластичности, коэффициент эластичности. Эластичность спроса и предложения.
- 20. Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- 23. Деньги: сущность, функции. Основы денежной системы и пути её совершенствования.
- 24. Особенности рынка земли. Рента, её основные виды и арендная плата.
- 25. Рынок: сущность, функции и основные черты.
- 26. Структура и инфраструктура рынка. Виды рынков.
- 27. Рыночная экономика: основные черты, этапы развития и структура.
- 28. Закон стоимости, его функции и практическое использование.
- 29. Основные экономические системы: товарное производство, причины появления и основные черты.
- 30. Банки: их сущность и функции. Банковская система в условиях рыночной экономики.
- 31. Формы собственности. Частная собственность, как основа функционирования рыночного хозяйства.
- 34. Товар рабочая сила. Особенности товара «рабочая сила».
- 35. Понятие стоимости товара. Факторы, влияющие на величину стоимости.
- 36. Фирма, её виды и принципы деятельности.
- 37. Производительность труда: сущность, показатели и факторы роста.
- 38. Прибыль фирмы /предприятия/: её сущность, функции и виды.
- 39. Понятие спроса на товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 40. Понятие об акциях. Виды акций. Цена акции.
- 41. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Движение капитала и его функциональные формы в условиях рынка. Виды капиталов.
- 42. Сущность предложения товаров и услуг. Предложение и цена. Факторы, влияющие на предложение.