logo
Оценка кредитоспособности предприятия ОАО 36

Пути повышения кредитоспособности оао «Аптечная сеть 36,6»

Проанализировав кредитоспособность ОАО «Аптечная сеть 36,6», можно сделать следующие выводы:

  1. ОАО «Аптечная сеть 36,6» имеет «А» класс кредитоспобности, то есть данное предприятие является кредитоспособным и имеет стабильное положение на рынке.

  2. Однако, рейтинг предприятия, в основном, обеспечен субъективными факторами.

  3. Анализ же финансовых показателей показал, что рентабельность активов и продаж находится на минимальном уровне (около 0,8%)

  4. Также неудовлетворительным является финансовая независимость предприятия, данный коэффициент превышает рекомендуемое значение (1) и в среднем за три года составляет 3,3.

  5. Анализ показателей, характеризующих ликвидность, показал, что предприятие ликвидно и может расплатиться по обязательствам.

Как видно, резервами для повышения показателя кредитоспособности являются: во-первых, рентабельность предприятия, а во-вторых, улучшение показателя финансовой независимости.

В данном случае рассмотрены 2 показателя, характеризующих рентабельность предприятия: рентабельность активов, рентабельность продаж.

Показатель рентабельности напрямую зависит от величины чистой прибыли. Снижение чистой прибыли ОАО «Аптечная сеть 36,6» связано со следующими обстоятельствами:

  1. Увеличивается в связи с финансовым кризисом просроченная дебиторская задолженность.

  2. Происходит продвижение товара на новые рынки сбыта, что требует больших затрат в сфере маркетинга, исследование рынка.

Так как все факторы, которые повлияли на снижение прибыли в последние 3 года, а также в прогнозном 2012 году, носят инвестиционный характер, эффект от которых не может быть виден сразу. Поэтому можно спрогнозировать рост прибыли в дальнейшем, в ходе реализации проекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что снижение показателей рентабельности предприятия имеет недолгосрочный характер и в дальнейшем будет повышаться. Поэтому критическое значение рентабельности, едва достигающей 1%, не должно пугать инвесторов и кредиторов.

Что касается коэффициента финансовой независимости, который характеризует стабильность предприятия, то он в среднем равен 3,3, что практически в 3,5 раза больше рекомендуемого значения. Коэффициент финансовой независимости показывает соотношение собственного и заемного капитала. И в данном случае ОАО «Аптечная сеть 36,6» является финансово независимым, так как заемный капитал имеет больший удельный вес в общем капитале и практически в 3-4 раза превышает собственные средства. В данном случае, рекомендуется уменьшить долю незавершенного строительства и наращивать собственный капитал с помощью увеличения резервного фонда для покрытия теж ссуд и кредитов в случае банкротства, что мало вероятно.

Итак, кредитоспособность ОАО «Аптечная сеть 36,6» оценивается как высокая, при этом неудовлетворительными являются показатели рентабельности и финансовой независимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитоспособность клиента (заемщика) – одно из тех новых понятий, которое буквально внесла в нашу жизнь новая экономическая эпоха. Несмотря на это, сегодня, уже можно с уверенностью сказать, что оно заняло в ней свое место крепко и навсегда. Кредитоспособность банковских клиентов является таким финансово-хозяйственным состоянием предприятия или организации, которое дает уверенность в эффективности использования ссудных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями кредитного договора.

Разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки обусловливают применение множества подходов к решению данной проблемы.

Существуют разные способы оценки кредитоспособности. Каждый из них взаимно дополняет друг друга. Если, например, анализ целевого риска позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент осуществления операции только на базе одной ссудной операции, то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом совокупного долга, средних стандартов, которые сложились, и тенденций.

Анализ денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать условия кредитования и тому подобное.

Рейтинговая оценка (общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике, при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном пять групп коэффициентов:

- ликвидности;

- оборачиваемости;

- финансового рычага;

- прибыльности;

- обслуживания долга.

Произведена оценка кредитоспособности предприятия на примере ОАО «Аптечная сеть 36,6». ОАО «Аптечная сеть 36,6» – национальный лидер в области розничной торговли товарами для красоты и здоровья..

Оценка кредитоспособности предприятия осуществлена с помощью метода рейтинговой оценки. В итоге, ОАО «Аптечная сеть 36,6» с суммарным количеством баллов – 94 балла присваивается класс «А» по шкале кредитоспособности. Это свидетельствует о стабильном положении предприятия на рынке. Для банка оно является достаточно кредитоспособным. Ухудшение динамики некоторых финансовых коэффициентов связано с проводимым предприятием расширением производственной базы, выходом на новые рынки сбыта. Но для расширенного воспроизводства собственных средств у предприятия не хватает и расширение приходится осуществлять и за счет заемных источников, что приводит к напряжению в финансовом состоянии. Данное предприятие является платежеспособным.

Кредитоспособность ОАО «Аптечная сеть 36,6» оценивается как высокая, при этом неудовлетворительными являются показатели рентабельности и финансовой независимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ачкасов А.И. Активные операции коммерческих банков / А.И. Ачкасов– М: Консалт-Банкир, 2009. – 289 с.

  2. Баканов,М.И.  Теория экономического анализа, учебник для вузов / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 536 с

  3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. / И.Т. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008.– 423 с.

  4. Белоглазова Г.Н. Банковское дело / Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 592 с.

  5. Берзон Н.И. Финансовый менеджмент / Берзон Н.И., Теплова Т.В., Тюгай Л.А. – Academia, 2010. - 346 с.

  6. Булатов А.С. Экономика. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2010.– 896 с.

  7. Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщиков – 2008. – 82 с.

  8. Грачев В. Оценка платежеспособности предприятия за период Финансовый менеджмент № 6 - 2008. - 144 с

  9. Ендовицкий Д.А., Анализ и оценка кредитоспособности заемщика / Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 264 с.

  10. Ендовицкий Д.А. , Анализ кредитоспособности организации и группы компаний / ЕндовицкийД.А. , Бахтин Р.С., Ковтун А.Ю – М.: КНОРУС, 2010 – 376 с.

  11. Киреев В.Л. Банковское дело / Киреев В.Л. , КозловаО.Л. - М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.

  12. Косорукова И. В. Экономический анализ/ Косорукова И. В. - Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. – 432 с.

  13. Лаврушин О.И. Банковское дело / Лаврушин О.И. М.: КНОРУС, 2009 – 682 с.

  14. Ольшаный А.И. Банковское кредитование - М.: Русская Деловая Литература, 2007.

  15. Просветов Г.И. Экономический анализ: учебно-практическое пособие / Просветов Г.И. – М.: Альфа-пресс, 2008. – 640 с.

  16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – ИНФРА-М, 2009 – 345 с.

  17. ШаталовЕ.Л. Оценка кредитоспособности заемщиков– М.: КНОРУС, 2011. – 168 с.

  18. Шеремет А.Д. Методика финансового анлиза М.: ИНФРА-М, 2008. – 208 с.

  19. http://www.tdam.ru

  20. Сайт клуба банковских аналитиков http://www. bankir. Ru

  21. Официальный сайт ОАО «Аптечная сеть 36,6» http://www. 366. ru

  22. http://www.pharmexpert.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1. Бальная оценка показателей.

Рассчитываемый коэффициент

Полученное значение коэффициента

Балльная оценка

Кмл

Больше 0,2

9

0,1 – 0,2

6

0 – 0,1

3

Меньше 0

0

Ктл

Больше 0,5

9

0,1 – 0,5

6

Меньше 0,1

3

Кол

Больше 2

9

1 – 2

6

Меньше 1

3

Км

Больше 0,5

9

0,1 – 0,5

6

0 – 0,1

3

Меньше 0,1

0

Кн

0 – 1

9

Больше 1

0

Ра

Больше 0

4

Меньше 0

0

Рп

Больше 0

4

Меньше 0

0

1 Баканов,М.И.  Теория экономического анализа, учебник для вузов - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Финансы и статистика, 2008. – 323 с.

2 Косорукова И. В. Экономический анализ/ Косорукова И. В. - Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. – 314 с.

3 Белоглазова Г.Н. Банковское дело. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 287 с.

4 Лаврушин О.И. Банковское дело / Лаврушин О.И. М.: КНОРУС, 2009 – 352 с.

5 Герасимов Б.И. Качество методов оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка, - 2001. – 86с.

6 Ольшаный А.И. Банковское кредитование - М.: Русская Деловая Литература, 2007. – 49 с.

7 ШаталовЕ.Л. Оценка кредитоспособности заемщиков– М.: КНОРУС, 2011. – 94 с.

8 Ендовицкий Д.А. , Анализ кредитоспособности организации и группы компаний – М.: КНОРУС, 2010– 376 с.

9 Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщиков. – 2008. – 33-38 с.

10 http://www. 366. ru

11 http://www.pharmexpert.ru

12 http://www.tdam.ru

  1. 13 http://www.tdam.ru

36