logo
Оценка кредитоспособности предприятия ОАО 36

1.1 Понятие и показатели кредитоспособности

Цели и задачи оценки кредитоспособности заключается в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погашать задолженность по займу, степень риска, которой банк готов взять на себя.

Понятие «кредитоспособность» взаимосвязано с понятием «платежеспособность», однако в зависимости от целей анализа они могут рассматриваться по-разному. В одном случае платежеспособность заемщика рассматривается как более широкое (общее) понятие по сравнению с его кредитоспособностью, выступающей в роли ее элемента. В другом случае платежеспособность сводится к ликвидности баланса, которая является одним из показателей, характеризующим качество кредитоспособности заемщика.

Кредитоспособность предприятия - это правовая и финансовая возможность заемщика привлекать заемные средства, а также его желание и способность в условиях неопределенности возвратить полученный кредит с процентами в срок, установленный договором.

Таким образом, под кредитоспособностью заемщика принято понимать его способность полностью и в срок (определенный в кредитном договоре) рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Информация о ней имеет важное значение и для кредитора, и для заемщика. Для первого она означает уменьшение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых затруднений у предприятия, срывов договоров и неплатежей, для второго - знание его платежеспособности и долговременной финансовой устойчивости, чтобы выработать тактические и стратегические решения по обеспечению финансовыми ресурсами дальнейшего развития предприятия.

Понятие кредитоспособности включает в себя два принципиальных момента: во-первых, прогноз платежеспособности данного клиента по обязательствам данного кредитного договора на ближайшую перспективу, и, во-вторых, степень индивидуального риска банка, связанного с возможным невозвратом конкретной ссуды конкретным клиентом в сроки, указанные в кредитном договоре. Эти моменты, являясь базой для ранжирования заемщиков по их надежности, существенным образом определяют ключевые параметры кредитного договора (размеры кредита, ссудного процента, сроки платежей).

Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора.

Выделяют следующие критерии кредитоспособности предприятия:

- характер контрагента, способность заимствовать средства;

- способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;

- собственный капитал, обеспечение кредита;

- условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (соответствие характера операции стандартам кредитора, действующим правовым нормам).

Указанные критерии кредитоспособности организации определяют содержание следующих способов оценки кредитоспособности: оценку делового риска предприятия, оценку финансового состояния предприятия на основе системы финансовых коэффициентов и экономико-статистических моделей; анализ денежных потоков предприятия; сбор информации о предприятии; наблюдение за работой компании на месте.1

Анализ кредитоспособности компании проводят в следующей последовательности:

На первом этапе перед рассмотрением вопроса о кредитовании необходимо сформировать общее представление о компании, о ее репутации. Если предприятие ранее не было известно, то необходимо убедиться в том, что его менеджмент разбирается в финансовых вопросах и может дать гарантии своевременного погашения кредита. Банку необходимо выявить и оценить все условия, которые могут повлиять на возврат займа. Их можно условно подразделить на внешние (не зависящие от заемщика) и внутренние (непосредственно связанные с заемщиком).

На втором этапе проводится анализ финансового состояния, который включает несколько шагов:

1. Осуществляется анализ структуры стоимости имущества и средств, вложенных в предприятие.

2. Анализ имущества с позиции его ликвидности.

3. Определяется степень финансовой устойчивости по таким критериям, как его обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая независимость, рациональность использования чистой прибыли и амортизации.

4. Оценка эффективности использования имущества, определяется влияние основных факторов на ее изменение в отчетном периоде в сравнении с предшествующим периодом, выявляются резервы.

5. Обоснование целесообразности разработки и реализации управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния компании и обеспечение его инвестиционной привлекательности.

Третьим этапом оценки кредитоспособности является анализ финансовых результатов, который делится на внешний и внутренний.

Четвертым этапом оценки кредитоспособности является оценка кредитного риска.

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика или его класса.2