logo
Оценка кредитоспособности предприятия ОАО 36

2.2. Рейтинговая оценка кредитоспособности «Аптечная сеть 36,6»

Аптечная сеть «36,6», которая последние два года избавлялась от нерентабельных аптек и почти не открывала новых, возвращается к агрессивной модели развития. За четыре года компания рассчитывает вдвое увеличить сеть и свою долю рынка, доведя ее до 8%. Сейчас «36,6» решила вернуться к активному наращиванию сети. Собственных средств у предприятия не хватит на покрытие расходов. В этом случае, ОАО «Аптечная сеть 36,6» обратиться к привлечению заемного капитала. Именно для этого следует оценить кредитоспособность и разработать меры по ее повышению.

Для оценки кредитоспособности предприятия используем метод рейтинговой оценки. Так как он прост и в тоже время дает достаточно точный результат.

Для оценки финансовых показателей требуется информация из бухгалтерской отчетности ( см. таблица 8)

Финансовые показатели деятельности ОАО «Аптечная сеть 36,6» рассматривались раньше (см. таблица 7)

Таблица 8 - Бухгалтерский баланс «Аптечная сеть 36,6» млн.руб13

Статьи

31.12.2009

31.12.2010

31.12.2011

2012П

Внеоборотные активы

254

267

272

290

Оборотные средства

714

595

642

651

Дебиторская задолженность

372

482

505

543

Краткосрочные финансовые вложения

56

28

43

42

Денежные средства

53

57

65

78

Итого активов

1449

1429

1527

1604

Капитал и резервы

324

337

343

360

Долгосрочные обязательства

434

311

517

543

Краткосрочные обязательства

691

780

667

701

Итого пассивов

1449

1429

1527

1604

Исходя из данных, указанных на таблицах 7 и 8, рассчитываются основные показатели деятельности ОАО «Аптечная сеть 36,6» за период 2008 – 2010 гг., а также прогнозные показатели за 2011 год. ( см. таблица 9)

Таблица 9 - Показатели деятельности ОАО «Аптечная сеть 36,6»

Года

Показатели

2009

2010

2011

2012П

Кмл

0,1577

0,109

0,162

0,171

Ктл

1,033

0,763

0,963

0,929

Кол

0,696

0,727

0,919

0,945

Км

0,216

0,208

0,207

0,194

Кн

3,472

3,237

3,452

3,456

Ра

0,015

0,009

0,011

0,011

Рп

0,013

0,008

0,008

0,008


Получив данные по показателям за три последних года, а также по прогнозному 2012 году, можно дать им балльную оценку, расчет которой показан в таблице 10

Таблица 10 - Балльная оценка показателей ОАО «Аптечная сеть 36,6»

Года

Показатели

2009

2010

2011

2012П

Кмл

6

6

6

6

Ктл

9

9

9

9

Кол

3

3

3

3

Км

6

6

6

6

Кн

0

0

0

0

Ра

4

4

4

4

Рп

4

4

4

4

Сумма

32

32

32

32


На третьем этапе оцениваются дополнительные показатели (субъективные факторы), которые определяют рыночную позицию заемщика, характеризуют его отношения с банком в минувшем, дают возможность реально оценить возможность заемщика.

Проводится анализ данных факторов (данные по субъективным факторам остаются постоянны, поэтому рассматривать их в динамике не имеет смысла):

 срок действия предприятия – 20 лет;

 возвращение предшествующих ссуд – своевременно ;

 данные о руководстве предприятия – положительные ;

 наличие бизнес-плана – имеется;

 наличие резервных источников погашения - имеется;

- наличие постоянных партнеров – постоянные партнеры.

Эти данные также оцениваются по балльной системе (см. таблица 4): Сумма = 15+15+10+6+6+10= 62 балла.

Рассчитав нужные коэффициенты, и на основании суммы набранных баллов по оценке финансового состояния и субъективных факторов определяется класс заемщика, согласно таблице 5.

Таким образом, ОАО «Аптечная сеть 36,6» с суммарным количеством баллов – 94 балла присваивается класс «А» по шкале кредитоспособности. Это свидетельствует о стабильном положении предприятия на рынке. Для банка оно является достаточно кредитоспособным. Ухудшение динамики некоторых финансовых коэффициентов связано с проводимым предприятием расширением производственной базы, выходом на новые рынки сбыта. Выход на новые объемы производства, проводится капитальный ремонт существующих основных средств. В целом финансово-имущественное состояние предприятия не вызывает опасений, даже при условии значительных капиталовложений. Деятельность предприятия характеризуется: высокой деловой активностью; высоким уровнем менеджмента и маркетинга. Ликвидность активов является одним из залогов возврата кредитных средств.