logo
2 глава

2.6. Анализ структуры и проблем формирования и развития отечественного информационного рынка

В конце XX века мир перенес ряд изменений, суть которых состоит в переходе от "материального" к "информационному обществу" - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации и превращении её в приоритетный фактор производства. Это - новая качественная ступень развития человечества, и она равна по своему значению переходу от эпохи собирания плодов земли и охоты к эпохе производства материальных благ. В настоящее время материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства: во главу угла экономическая и духовно-творческая информация.

В обществе существенно преобразуются все протекающие в нем процессы и приводят к росту спроса на качественную, достоверную, оперативную информацию. Эти преобразования можно охарактеризовать следующим образом.

Рис. Рост РИУ

Во-первых, в результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только руководители, но миллионы и сотни миллионов граждан. Это связано с децентрализацией современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.

Во-вторых, информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономическим благом. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с ней приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а так же для воздействия на поведение людей.

В-третьих, прибыль от продаж и покупок информации не усредняется, поскольку информационный рынок не подчиняется законам совершенной конкуренции. Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации, ее неодинаковая доступность для различных индивидуумов, наличие неценовых информационных сигналов приводят к тому, что одни люди получают информационное преимущество перед другими, постепенно трансформируемое в экономическое, социальное или политическое преимущество.

В-четвертых, резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Технологическое лидерство захватили информационные технологии, в основе которых лежит взаимодействие компьютера или компьютерной сети с машиной (прибором, аппаратом, манипулятором) и человеком.

В-пятых, эволюция общества становится менее предсказуемой, чем в прошлом. Частично это является следствием усиления воздействия человека на природу, частично это связано с убыстрением темпов эволюции, что побуждает общество быстрее реагировать на происходящие изменения. И то и другое предполагает значительный сдвиг используемых человеком ресурсов от вещественных к информационным, что характерно для информационного общества.

Все эти изменения и порождают необходимость формирования и развития информационного рынка, где главным товаром выступает информация и информационные продукты и услуги, и объем, которого постоянно увеличивается.

Изучение роли информации в экономике тесно связано с теорией информационного общества, возникшей в начале 60-х, когда данный термин фактически одновременно был введен в США и Японии Ф. Махлупом и Т. Умасео1. Ее развитие происходило в 80-е годы, когда с новаторскими работами выступили такие известные исследователи, как М. Порат, И. Масуда, Т. Стониер, Р. Кац и некоторые другие. Эта концепция продолжает традиции европейского позитивизма, идущие от Ж.-А. де Кондорсе и А. де Сен-Симона, и подкреплена авторитетом многих мыслителей XIX века, рассматривавших знания как показатель развитости общества, определяющий базис и пути социальной эволюции.

Во всем мире существует и быстро развивается рынок информационной продукции и информационных услуг. Идет сложный процесс становления такого рынка в России. Но в нашей стране в отличие от промышленно развитых стран, где этот процесс протекает эволюционно, формирование такого рынка началось с создания соответствующей инфраструктуры. Кроме того, этот процесс еще находится на начальной стадии, к тому же он совпал по времени с процессом внутреннего социально-экономического переустройства нашей страны, что породило присущие только России особенности становления информационного типа производства. Стремительный рост и дифференциация спроса хозяйственных субъектов на все виды информации, повышение требований к содержанию, достоверности и формам представления информации явилось стимулом к развитию рынка информационных продуктов и услуг в нашей стране. Становление и функционирование этого рынка имеет также свои специфические особенности.

Развитие информационного рынка в России можно разделить на три периода. Период с 1987 по 1991 год - это период благоприятных макроэкономических условий для его развития. Возникли первые кооперативы, независимые агентства, различные информационные коммерческие структуры. При этом информационное "сырье" было бесплатным. Были взяты государственные ресурсы, например из Госкомстата. На их основе создавались справочные базы данных. Возник реальный спрос на деловую информацию. Второй период начинается с 1992 года по 1997 год, когда ухудшение макроэкономических условий привело к тому, что многие фирмы прекратили заниматься производством информационных продуктов. Вновь образованные структуры стали ориентироваться на потребности платежеспособных групп потребителей. Успехи по продажам были, как правило, связаны не с качеством информационного продукта, а с успешной рекламной компанией.

В третий период - с 1997 года по настоящее время- не произошло заметных улучшений в функционировании и развитии данного рынка. Массовый потребитель в лице предприятий сегодня часто не способен заплатить за нужный информационный продукт. Более того, у него часто отсутствует мотивация для покупки информации, информационные потребности ограничиваются сведениями о возможностях сбыта продукции, не затрагивая информационное обеспечение развития производства и технологий.

До прихода в Россию сети Интернет телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Информационные потоки в коммерческих сетях были децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей, желающих пользоваться разнообразной оперативной информацией. Количество таких пользователей было в сотни раз меньше, чем у зарубежных интерактивных служб.

Однако пока российский рынок информационной продукции и услуг недостаточно стабилен. Прежде всего, этому рынку требуется законодательное и иное нормативное правовое регулирование, обеспечивающее обязательные для всех участников рынка равные условия и правила их деятельности, и одновременно стимулирующие развитие, экономический рост и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. В этом смысле данный рынок не составляет какого-либо исключения и его регулирование должно осуществляться в рамках общегосударственной экономической политики, включая налоговую, инвестиционную и таможенную.