2.1.1. Ограничения и барьеры на рынке информации
Представители бизнес-сообщества подтверждают, что рынок действительно растет довольно быстро, но подчеркивают, что это так называемая естественная скорость. Можно было бы ее значительно увеличить. Но это требует скоординированных действий власти и бизнеса. Нужно стимулировать привлечение на российский рынок новых технологий, новых компаний, что дало бы возможность накапливать опыт и капитал. Его, по примеру израильтян, норвежцев и финнов, можно было бы инвестировать в науку, в разработки, у нас появились бы оригинальные продукты, и мы научились бы выходить с ними на западные рынки и отвоевывать новое пространство. Можно выбрать иной сценарий и стать центром разработок. В свое время по этому пути пошли Тайвань и Южная Корея - там сейчас рождается более 30 % научных прорывов и новых технологий. Правда, зачастую они преобразуются в продукты американских компаний, но это уже просчет местных правительств - результат несовершенства системы регулирования. Естественно, тотальный госконтроль в области информационных технологий сегодня невозможен. Но и самоустраняться из нее государство не должно. Поэтому необходим активный диалог представителей бизнеса и государства. Причем государство должно дать понять, что оно в данном случае является заказчиком и потребителем услуг бизнес - сообщества. Однако сегодня перспектива такого диалога представляется крайне туманной. Сближение бизнеса и государства и поиск оптимальных форм совместной работы для достижения общей цели - вхождения в мировое экономическое пространство - началось примерно полтора года назад. При министерствах и ведомствах создается множество рабочих групп и экспертных советов. Однако результативность их работы чрезвычайно низка. По мнению представителей государства, проблема в том, что наиболее продвинутая и активная часть сообщества, которая занимается информационными технологиями, равно как и те люди, которые пользуются их услугами - а это, по разным подсчетам, от 4 до 5 млн. человек, а с членами семей до 10 млн. человек - государству не доверяет. Власть считает, что в отсутствии нормального диалога виноват бизнес - он слишком слабый, фрагментированный, у него разрозненные интересы, по которым сложно выработать какой-то компромисс, он не может сформулировать свои позиции, у него даже нет своей организации, как у участников фондового рынка, у экспортеров и других. Кроме того, в отличие от научного поиска в атомной физике, требующего коллективных усилий, программисты работают индивидуально. И это тоже одна из причин, почему их бизнес-сообщество никак не может между собой договориться. Люди просто не хотят объединяться. Они предпочитают индивидуально работать на западную компанию, получать от нее деньги и ни от кого не зависеть. В России делаются довольно серьезные разработки, и несколько десятков крупнейших мировых компаний совершенно открыто содержат коллективы (иногда до 500 человек), которые ими занимаются. По некоторым оценкам, таких команд около тысячи, не считая мелких групп, которые работают сидя дома за $ 800 - 1000 и даже $ 1,5 тыс. в месяц, получая задания по Интернету через своих знакомых. Речь идет о командах по 30-50 человек, которые не создавая юридического лица, не платя никаких налогов, просто продают свои головы, вместо того, чтобы делать бизнес и зарабатывать на нем существенно большие деньги и повышать тем самым стоимость России. Поэтому когда на различных встречах представители государства спрашивают представителей бизнеса, есть ли у них какие-то предложения по законотворческой деятельности, нужна ли им какая-то помощь, то зачастую слышат в ответ: у нас все нормально, и не дай Бог, вы что-то будете менять. Между тем, в других странах согласованность действий национальных правительств и бизнес-сообщества присутствует в полной мере.
- Оглавление
- 2.Методические основы анализа и оценки модернизации экономики и развития рынка информационных услуг
- 2.1. Особенности структуры российского рынка информации
- 2.1.1. Ограничения и барьеры на рынке информации
- 2.2. Россия на мировом рынке информации
- 2.2.1 .Анализ изменения структуры на уровне мировой экономики в связи с развитием глобализационных процессов
- 2.3.Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка
- 2.4.Сравнение российского пути с опытом других стран
- 2.5. Анализ состояния российского и регионального рынка информационных услуг
- 2.6. Анализ структуры и проблем формирования и развития отечественного информационного рынка
- 2.7. Факторы и направления развития информационного рынка в России
- 2.8. Информационные ресурсы как основной фактор становления постиндустриальной экономики
- 2.8.1. Направления развития информационного обеспечения хозяйствующих субъектов на региональном уровне