logo
2 глава

2.3.Статистический анализ основных показателей деятельности информационного рынка

На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста. Происходит информатизация экономики, т. е. информация превращается в экономический ресурс первостепенного значения.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить при наличии рынка информационных продуктов и услуг.

В настоящее время существует много определений понятий «информационный рынок» и «структура информационного рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории.

Наиболее полная структура информационного рынка предложена С. М. Гуревичем. Однако и в ней есть определенные недостатки: 1) главную роль в своих секторах автор отводит СМИ, не затрагивая непериодические издания как источник информации. 2) в рынок периодических изданий он включает не только рынок прессы, но и аудиовизуальные, электронные СМИ и издания информационных агентств.

Современная рыночная экономика, имея общие черты, существует в многообразии форм и моделей, где учитываются региональные и культурные особенности развития. Причем различные модели могут быть равноэффективными. Рыночный механизм подразумевает активную деятельность государства, социальных институтов, развитый нерыночный сектор экономики, который приобретает тенденцию к увеличению своего веса.

Из вышеизложенного следует, что рыночный механизм создает реальные потребности в информации ее обработке. Современный рынок требует наличия мощной информационной инфраструктуры, включающей биржевую и кредитно-финансовую системы. В основе маркетинга, рекламы, новых структур управления также лежит информация.

Создание рыночной экономической системы, воспроизводящей реальные потребности в информации, должно сопровождаться формированием рынка информации, поскольку отставание развития информационной подсистемы экономики неотвратимо сказывается на эффективности функционирования системы в целом.

Не стоит забывать о нынешнем положении мировой экономики. Экономический кризис оказывает негативное влияние на все факторы производства, в том числе и на информацию.