11.3. Коммерческие банки
Правовое положение коммерческих банков определено также Банковским кодексом Республики Беларусь. Банк является коммерческой организаций, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В Республике Беларусь могут создаваться банки двух видов: универсальные, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций. Создание и прекращение банков напоминает в общих чертах порядок создания юридических лиц и, следовательно, регулируется не только Банковским кодексом, но и Гражданским кодексом Республики Беларусь. Банки создаются в распорядительном, разрешительном и явочно-нормативном порядке в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
Наименование банка должно соответствовать требованиям, предъявляемым Гражданским Кодексом Республики Беларусь, содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк» и указание на организационно-правовую форму. Банк действует на основе устава, утверждаемого собственниками имущества (учредителями), в котором содержаться сведения о наименовании банка, его организационно-правовой форме, сведения о месте нахождении банка, перечне банковских операций и видов деятельности, осуществляемых банком, о размере уставного фонда, сведения об органах управления и контроля банка, иные сведения.
Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей, т.е. собственных средств учредителей (участников), приобретенных на законном основании, которые могут быть выражены в денежных средствах или имуществе. К вкладам в не денежной форме относятся нежилые помещения и иное необходимое имущество для осуществления банковских операций имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства, объекты интеллектуальной собственности, а также работы (услуги). Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства. Минимальный размер уставного фонда определяется Национальным банком Республики Беларусь и состоит только из денежных средств в белорусских рублях или иностранной валюте, при этом должен быть объявлен в белорусских рублях по курсу Национального банка, на дату внесения в уставный фонд
Уставный фонд банка, должен быть внесен в полном объеме до государственной регистрации банка. Денежные средства, вносимые в уставный фонд, перечисляются на временный счет, открываемый в Национальном банке или по согласованию с ним в иной банк.
Порядок создания банков определен главой 9 Банковского кодекса Республики Беларусь. До подачи документов для регистрации в Национальный банк Республики Беларусь, один из учредителей либо уполномоченное им лицо, должно согласовать наименование банка. Документы подаются только самими учредителями или уполномоченными ими лицами с предъявлением паспортов и документов, подтверждающих их полномочия. Перечень документов следующий:
- заявление о государственной регистрации;
- устав банка;
- выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
- копии учредительных документов и свидетельство о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
- сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих – справка органа службы занятости;
- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
- анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения: для руководителя исполнительного органа – о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; для главного бухгалтера – о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки; об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
- бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка на трехлетний период;
- документы, подтверждающие наличие технической возможности для осуществления соответствующих банковских операций;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
В случае регистрации банка в форме акционерного общества дополнительно представляются:
- нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
- список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
Решение о государственной регистрации банка принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев с момента подачи всех необходимых документов. В этот же период руководитель исполнительного органа и главный бухгалтер банка должны пройти квалификационную комиссию на оценку их профессиональной пригодности. В случае принятия Национальным банком решения о регистрации банка, учредителям сообщается о регистрации в течение трех дней, и на основании принятого решения данные о регистрации банка заносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в пятнадцатидневный срок сообщается в иные органы.
Основания для отказа перечислены в ст.82 Банковского кодекса Республики Беларусь. При принятии решения об отказе в государственной регистрации банка учредители уведомляются в течение пяти дней в письменной форме. Особенности государственной регистрации банков с иностранными инвестициями, дочернего банка иностранного банка и представительств иностранных банков на территории Республики Беларусь содержатся в главе 11 Банковского кодекса Республики Беларусь. Банки осуществляют свою деятельность на основе лицензии выдаваемой в установленном порядке Национальным банком Республики Беларусь. Национальный банк ведет реестр лицензий на осуществление банковских операций, который публикуется в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год.
Национальный банк выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
- общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях, выдается во время государственной регистрации банка;
- внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь, выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;
- генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации, может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока;
- разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте, выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право на осуществление различных банковских операций с этими средствами в белорусских рублях и иностранной валюте, выдается по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;
- лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями дает банку право осуществлять указанные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации.
Основания и порядок отказа в выдачи лицензии и аннулирования (приостановления) действия лицензии указаны в ст.ст. 82, 90, 97 и 98 Банковского кодекса Республики Беларусь.
- Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
- Глава 1. Институт хозяйственного права.
- Понятие и система хозяйственного права
- 1.2. Предмет хозяйственного права. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей права
- 1.3. Субъекты хозяйственного права
- 1.4. Принципы и методы хозяйственного права
- 1.5. Понятие и классификация хозяйственных правоотношений
- Глава 2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- 2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- 2.2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2.3. Виды предпринимательской деятельности
- 2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 2.5. Правовое регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица
- 2.6 Правовое регулирование предпринимательской деятельности с образованием юридического лица
- 2.7 Лицензирование предпринимательской деятельности
- Глава 3 « Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности. Учет и отчетность»
- 3.1. Право собственности
- 3.2 Виды собственности
- 3.3. Право хозяйственного ведения и оперативного управления
- 3.3. Состав имущества субъектов хозяйственной деятельности
- 3.4. Учет, отчетность и аудит финансовой деятельности субъектов хозяйствования
- Глава 4 «Экономическая несостоятельность( банкротство) субъектов хозяйственной деятельности».
- 4.1. Понятие и содержание (экономической несостоятельности)
- 4.2. Процедура банкротства
- Глава 5 « Правовое регулирование приватизации и разгосударствления»
- Понятие и формы разгосударствления и приватизации
- Порядок и содержание приватизации объектов государственной собственности
- Глава 6 Хозяйственный договор
- 6.1. Понятие и значение хозяйственных обязательств
- 6.2. Понятие хозяйственного договора. Признаки хозяйственного договора
- 6.3. Классификация хозяйственных договоров
- 6.4. Принципы хозяйственного договора
- 6.5. Форма и содержание хозяйственного договора
- 6.6 Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- Глава 7 «Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг»
- 7.1. Понятие и структура стандартизации и сертификации продукции. Техническое нормирование
- 7.3. Правовое регулирование обеспечения единства измерений
- Глава 8 «Правовое регулирование цен и ценообразование»
- 8.1. Понятие и классификация цен
- 8.2. Функции цен
- 8.3. Понятие и система тарифов
- 8.4. Государственное регулирование цен и тарифов
- Глава 9 «Монополия и конкуренция»
- 9.1. Понятие и классификация монополий и конкуренции
- 9.2. Правовые средства антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение законодательства в области монополии и конкуренции
- Глава 10 «Правовое регулирование деятельности бирж»
- 10.1 Понятие и общая характеристика бирж
- 10.2. Товарная биржа
- 10.3. Понятие биржевой сделки
- 10.4. Биржевое посредничество
- 10.5. Фондовая биржа
- Глава 11 «Правовое регулирование банков и небанковских финансово-кредитных организаций»
- 11.1. Роль и значение банков в системе хозяйственного права. Структура банковской системы Республики Беларусь
- 11.2. Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь
- 11.3. Коммерческие банки
- 11.4. Правовое регулирование деятельности небанковских финансово-кредитных организаций
- Глава 12 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»
- 12.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг
- 12.2. Понятие и классификация ценных бумаг
- Глава 13 «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
- 13.1. Понятие, сущность и значение инвестирования
- Глава 14 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование»
- 14.1. Понятие и общая характеристика правового регулирования внешнеэкономической деятельности
- 14. 2 Валютное регулирование
- Содержание