9.1. Понятие и классификация монополий и конкуренции
Доминирующим признается исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта: доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии; доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, но исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, по отношению к другим является.
При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке – это количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке. Следовательно, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины установленные уполномоченным республиканским органом государственного управления. А в случае, если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Беларусь и его территориальными органами в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить признаки доминирования субъекта хозяйствования:
- доминирующее положение устанавливается по отношению к субъекту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю);
- субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);
- доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами; качественным признаком доминирующего положения субъекта хозяйствования является наличие возможности ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов, с целью иметь преимущества; количественная оценка доминирования субъекта хозяйствования базируется на установлении того факта, что его доля на рынке определенного товара превышает предельную величину установленную антимонопольным органом. При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию. Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Формирование Реестра осуществляется в Министерстве экономики Республики Беларусь департаментом антимонопольной и ценовой политики, а также управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета. Реестр имеет двухуровневую структуру: на республиканском уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на республиканском рынке; на местном уровне – субъекты, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г.Минск).
На каждом из указанных уровней Реестр включает перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в соответствии с законодательством. Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в Реестр не включаются.
В целях выработки и принятия мер, предусмотренных законодательством в отношении хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр, за их деятельностью осуществляется наблюдение со стороны департамента и управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Наблюдение ведется путем анализа государственной статистической отчетности Указанная отчетность ежеквартально представляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на республиканском и местных рынках, соответственно в департамент или управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.
Основанием исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке, утрата им статуса юридического лица или ликвидация хозяйствующего субъекта, заключение соглашения между департаментом и хозяйствующим субъектом, в которых определяются условия конкурентного поведения, исключающего монополистическую деятельность.
Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (изменение товарной позиции хозяйствующего субъекта в Реестре) осуществляется по мотивированному заявлению его руководителя, или обращениям республиканских и местных органов государственного управления, общественных организаций, а также по инициативе департамента антимонопольной и ценовой политики по результатам анализа состояния товарных рынков.
Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Анализ данного определения позволяет выделить следующие признаки доминирующего положения:
1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов. Под хозяйствующими субъектами законодательством понимается отечественные и иностранные коммерческие организации, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей. Кроме того, законодательство вводит понятие группы лиц, под которым понимается группа физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, перечисленных в законодательстве о конкуренции. Назовем некоторые из этих условий:
- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;
- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;
- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другим лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица или лиц на основании договора;
- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.
Положения, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. При этом следует учитывать, что положения относительно группы лиц распространяются на каждое лицо, входящее в указанную группу.
2. Хозяйствующие субъекты, положение которых анализируется, должны заниматься производством товаров. Товар – это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена. Не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта.
3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. Как уже указывалось, товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые и географические границы, субъектный состав, объем товарных ресурсов, количественные и качественные показатели и др. С учетом этих характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
4. Качественным признаком доминирующего положения служит исключительность положения субъекта, которая позволяет ему влиять на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Устанавливая факт доминирующего положения, антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный), состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. Кроме того, анализируется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов, устанавливается наличие или отсутствие для иных производителей барьеров при их выходе на рынок. При несогласии организации с признанием ее положения на товарном рынке доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.
5. Количественный признак доминирующего положения обусловливается той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке конкретного товара. Количественные характеристики определены законодательством в случае;
1) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, т. е. не соответствует качественному признаку доминирующего положения;
2) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение непрезюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган исходит при этом из таких признаков, как стабильность доли субъекта на рынке, соотношение его доли с долями конкурентов, возможность доступа на рынок других конкурентов и иных критериев, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке;
3) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.
Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа.
6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено республиканским антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.
Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (п.9 ст.1 Закона о монополистической деятельности).
Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. При этом конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.
Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.
Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары. Сферами деятельности субъектов естественных монополий (министерств, гос. предприятий) признаются:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
- передача и распределение электрической и тепловой энергии;
- централизованное водоснабжение и водоотведение;
- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, аэропортов;
- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.
Неправомерная монополистическая деятельность – это противоречащие законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.
Формы неправомерной монополистической деятельности:
Формы неправомерной монополистической деятельности.
-
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.
Способы злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке:
1) создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
2) изъятие товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
3) заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
4) установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
Виды монопольных цен:
а) Монопольно высокой ценой считается цена хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если ее уровень выше среднего, сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров) на 25 и более процентов либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на 25 и более процентов. Монопольно высокая цена устанавливается с целью получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей.
б) Монопольно низкой является цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.
в) Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.
5) заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
6) заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
8) применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
9) согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
10) осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.
В исключительных случаях вышеуказанная деятельность хозяйствующего субъекта может быть признана правомерной антимонопольным органом в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению - иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующий субъект докажет, что осуществление названной деятельности необходимо для исполнения предписаний актов законодательства, принятых (изданных) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для точного и неукоснительного исполнения соответствующих актов законодательства.
II) Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
- осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить вышеуказанные соглашения, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству. В соответствии с законодательством к запросу (заявлению) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству прилагается информация, необходимая для подготовки соответствующего заключения.
Антимонопольный орган в порядке, установленном законодательством, исходя из результатов рассмотрения запроса (заявления) об установлении соответствия положений соглашений антимонопольному законодательству дает заключение об удостоверении соответствия соглашений хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству или об отказе признать их соответствующими антимонопольному законодательству.
Запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
III) Применение стандартных условий сделок
Стандартные условия сделок - любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (доминирующий субъект) устанавливает (навязывает) для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих его условий. (применяя которые доминирующий субъект имеет целью усилить свое доминирующее положение на рынке).
Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям в зависимости от формы ее закрепления. От заключаемых субъектами хозяйствования соглашений выделяют:
- монополистическую деятельность договорную;
- внедоговорную.
От количества участников – подразделяется на:
- индивидуальную;
- коллективную.
От субъектного состава – осуществляемую:
- субъектами хозяйствования;
- государственными органами.
Эта классификация не является исчерпывающей. законодательством предусматриваются основные виды монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.
Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Субъектом такой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования, независимо от внесения в Реестр.
В зависимости от целей, злоупотребления могут проявляться в виде:
- изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав или рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);
- создания препятствий в доступе на рынок (выходу с рынка) для других хозяйствующих субъектов;
- нарушения предписанного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
- сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.
Следует иметь в виду, что установленный ст. 5 Закона о конкуренции перечень действий, рассматриваемых как нарушение антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и в случаях, прямо не названных в Законе, если действия этого субъекта ограничивают конкуренцию и ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов и граждан, т. е. отвечают общему определению «злоупотребление доминирующим положением». Законом предусмотрено, что в исключительных случаях указанные действия (бездействие) могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
2. Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
В зависимости от субъектного состава различают:
1) договоры, иные сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к следующим результатам:
- установление (поддержание) цен, скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- Тема рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Данный перечень не является исчерпывающим. Запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара, и иных соглашений, осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;
2) соглашения или согласованные действия не конкурирующих между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующих субъектов, получающих (потенциальные приобретатели) и предоставляющих (потенциальные продавцы) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Данное положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
В исключительных случаях допускается признание некоторых видов соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов правомерными, если они докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения (осуществления согласованных действий) предусмотрена федеральными законами.
Форма соглашений законодательством не установлена, следовательно, они могут заключаться в письменном виде путем составления одного или нескольких документов; в виде устных договоренностей на форумах, совещаниях; путем скоординированных и строго направленных действий, целью которых является ограничение конкуренции.
Кроме того, запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных органов и иных органов местного управления направленная на: раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах и другая деятельность.
Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинения вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования, такие как: необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности, ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки, необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы и другие.
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4.Продавцы действуют независимо друг от друга;
5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. По способам соперничества конкуренция делится на ценовую и неценовую. По состоянию рынка: совершенная, несовершенная и регулируемая.
Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются.
Признаки недобросовестной конкуренции.
1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями; возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.
2. Действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
3. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, т. е. белорусские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.
4. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
5. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, весьма разнообразны.
Формы недобросовестной конкуренции
1) незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
2) введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
3) незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
4) введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.
5) распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
6) распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.
7) призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
8) распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
9) действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
10) действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
- Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
- Глава 1. Институт хозяйственного права.
- Понятие и система хозяйственного права
- 1.2. Предмет хозяйственного права. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей права
- 1.3. Субъекты хозяйственного права
- 1.4. Принципы и методы хозяйственного права
- 1.5. Понятие и классификация хозяйственных правоотношений
- Глава 2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- 2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- 2.2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2.3. Виды предпринимательской деятельности
- 2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 2.5. Правовое регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица
- 2.6 Правовое регулирование предпринимательской деятельности с образованием юридического лица
- 2.7 Лицензирование предпринимательской деятельности
- Глава 3 « Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности. Учет и отчетность»
- 3.1. Право собственности
- 3.2 Виды собственности
- 3.3. Право хозяйственного ведения и оперативного управления
- 3.3. Состав имущества субъектов хозяйственной деятельности
- 3.4. Учет, отчетность и аудит финансовой деятельности субъектов хозяйствования
- Глава 4 «Экономическая несостоятельность( банкротство) субъектов хозяйственной деятельности».
- 4.1. Понятие и содержание (экономической несостоятельности)
- 4.2. Процедура банкротства
- Глава 5 « Правовое регулирование приватизации и разгосударствления»
- Понятие и формы разгосударствления и приватизации
- Порядок и содержание приватизации объектов государственной собственности
- Глава 6 Хозяйственный договор
- 6.1. Понятие и значение хозяйственных обязательств
- 6.2. Понятие хозяйственного договора. Признаки хозяйственного договора
- 6.3. Классификация хозяйственных договоров
- 6.4. Принципы хозяйственного договора
- 6.5. Форма и содержание хозяйственного договора
- 6.6 Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- Глава 7 «Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг»
- 7.1. Понятие и структура стандартизации и сертификации продукции. Техническое нормирование
- 7.3. Правовое регулирование обеспечения единства измерений
- Глава 8 «Правовое регулирование цен и ценообразование»
- 8.1. Понятие и классификация цен
- 8.2. Функции цен
- 8.3. Понятие и система тарифов
- 8.4. Государственное регулирование цен и тарифов
- Глава 9 «Монополия и конкуренция»
- 9.1. Понятие и классификация монополий и конкуренции
- 9.2. Правовые средства антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение законодательства в области монополии и конкуренции
- Глава 10 «Правовое регулирование деятельности бирж»
- 10.1 Понятие и общая характеристика бирж
- 10.2. Товарная биржа
- 10.3. Понятие биржевой сделки
- 10.4. Биржевое посредничество
- 10.5. Фондовая биржа
- Глава 11 «Правовое регулирование банков и небанковских финансово-кредитных организаций»
- 11.1. Роль и значение банков в системе хозяйственного права. Структура банковской системы Республики Беларусь
- 11.2. Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь
- 11.3. Коммерческие банки
- 11.4. Правовое регулирование деятельности небанковских финансово-кредитных организаций
- Глава 12 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»
- 12.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг
- 12.2. Понятие и классификация ценных бумаг
- Глава 13 «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
- 13.1. Понятие, сущность и значение инвестирования
- Глава 14 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование»
- 14.1. Понятие и общая характеристика правового регулирования внешнеэкономической деятельности
- 14. 2 Валютное регулирование
- Содержание