10.2. Товарная биржа
По принципу организации различают два типа товарных бирж: биржи, имеющие публично-правовой характер, и биржи, имеющие частноправовой характер. Биржи, носящие публично-правовой характер, находятся под наблюдением государства и создаются на основе закона о биржах. Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в регистр и имеющий определенный размер оборота. Такие биржи распространены во Франции, Бельгии, Голландии и других странах континентальной Европы.
К биржам, имеющим частноправовой характер, относятся английские и американские биржи по зерну, хлопку, каучуку, цветным металлам, т.е. преобладающая часть бирж. На эти биржи открыт доступ лишь для узко-ограниченного круга лиц, входящих в биржевую корпорацию. Биржевая корпорация обычно представляет собой акционерную компанию с публичной отчетностью и ограниченным числом членов.
Биржи организуются ассоциациями торговцев соответствующих товаров, регулирующих и контролирующих их деятельность. Указанный в уставе биржи основной капитал делится на определенное количество паев, или, так называемых, биржевых сертификатов. Каждый член должен быть владельцем, по крайней мере, одного такого сертификата, который дает право на заключение сделок в помещении биржи.
Как уже отмечалось выше, современные товарные биржи производят котирование цен, устанавливают стандарты на биржевые товары, разрабатывают типовые контракты, фиксируют торговые обычаи, осуществляет арбитражные функции, производят расчеты между членами биржи и оказывают различные услуги своим клиентам.
Наибольшее значение имеет котирование цен: фиксация и опубликование цен, выявившихся в результате биржевых операций на данном биржевом собрании. Оно осуществляется специальном органом – котировальной комиссией, выделяемой биржевым комитетом. В состав этой комиссии входят ряд брокеров и маклеров, представляющих крупнейших биржевиков и монополистов в данной отрасли.
На биржах с публично-правовым характером организации котировки цен осуществляют по единому курсу. Суть этого вида котировки заключается в том, что в течение биржевого дня сделки окончательно не оформляются. По окончании биржевого дня устанавливается курс равновесия, по которому могут быть выполнены большинство сделок; все сделки оформляются по этому единому курсу дня. Единый биржевой курс обеспечивает большой общественный контроль над ценами и надежность сделок. Ибо продавцы и покупатели в ходе установления курса могут менять свои условия и тем самым участвовать в процессе котировки. Этот курс гарантирует участников торгов от заключения неудачных сделок под воздействием слухов, эмоций, а клиентов от недобросовестного поведения посредников. На биржах с частноправовым характером организации применяют котировку по непрерывному биржевому курсу, т.е. когда фиксируется и отмечается в котировках каждая достаточно крупная сделка.
Объектами биржевой торговли выступают в настоящее время примерно 70 видов продукции, на долю которых приходится около 30 % международного товарооборота. Оборот международных товарных бирж по всем видам операций оценивается в 3,5-4,0 трлн. ежегодно (это только по международным биржам). На долю сельскохозяйственных и лесных товаров приходится две трети товаров, обращающихся на бирже. На первом месте стоят маслосемена, продукты их переработки - льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло. На втором месте - пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис. Третье место занимают - живой скот и мясо. В группе промышленного сырья и продукции его переработки более половины приходится на топливные товары: сырая нефть, дизельное топливо, мазут, бензин, газ-пропан. Другую половину составляют цветные и драгоценный металлы: медь, свинец, олово, цинк, золото, серебро, платина, палладий.
Законодательством Республики Беларусь товарная биржа определяется как организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путём организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определённом месте и в определённое время по установленным ею правилам .
Биржа вправе осуществлять только хозяйственную деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной с организацией биржевой торговли, биржа не вправе заниматься. Биржа не имеет права вкладывать свой капитал во внебиржевые структуры. Членами и учредителями товарной биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующих политические цели, и их штатные сотрудники. Данное требование направлено на преодоление монополизма биржевой торговли структурами, не связанными непосредственно с оптовой торговлей. Биржа обеспечивает условия для проведения гласных публичных торгов, предоставляет информационные услуги, регулирует биржевую торговлю. Биржа не может совершать биржевые сделки от своего имени и за свой счёт, поскольку сама устанавливает правила их совершения. Биржа может осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с организацией биржевых торгов.
Товарная биржа регистрируется в общем порядке, биржевая деятельность подлежит лицензированию. Товарные биржи могут быть организованы как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций. Специальных требований к организационно-правовой форме товарных бирж законодательством не определяется.
Органы управления товарной биржей организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. Собрания могут быть очередными и внеочередными. Очередные проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные проводятся в соответствии с порядком, установленным учредительными документами биржи. Структура, порядок формирования и компетенция органов управления устанавливается внутренними документами каждой биржи. Как правило, на товарной бирже организуются помимо товарных секций различные функциональные подразделения. В основном это такие комитеты или комиссии, как торговая, экспертная, регистрационная, котировальная и другие.
- Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
- Глава 1. Институт хозяйственного права.
- Понятие и система хозяйственного права
- 1.2. Предмет хозяйственного права. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей права
- 1.3. Субъекты хозяйственного права
- 1.4. Принципы и методы хозяйственного права
- 1.5. Понятие и классификация хозяйственных правоотношений
- Глава 2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности
- 2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- 2.2. Содержание предпринимательской деятельности
- 2.3. Виды предпринимательской деятельности
- 2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 2.5. Правовое регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица
- 2.6 Правовое регулирование предпринимательской деятельности с образованием юридического лица
- 2.7 Лицензирование предпринимательской деятельности
- Глава 3 « Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности. Учет и отчетность»
- 3.1. Право собственности
- 3.2 Виды собственности
- 3.3. Право хозяйственного ведения и оперативного управления
- 3.3. Состав имущества субъектов хозяйственной деятельности
- 3.4. Учет, отчетность и аудит финансовой деятельности субъектов хозяйствования
- Глава 4 «Экономическая несостоятельность( банкротство) субъектов хозяйственной деятельности».
- 4.1. Понятие и содержание (экономической несостоятельности)
- 4.2. Процедура банкротства
- Глава 5 « Правовое регулирование приватизации и разгосударствления»
- Понятие и формы разгосударствления и приватизации
- Порядок и содержание приватизации объектов государственной собственности
- Глава 6 Хозяйственный договор
- 6.1. Понятие и значение хозяйственных обязательств
- 6.2. Понятие хозяйственного договора. Признаки хозяйственного договора
- 6.3. Классификация хозяйственных договоров
- 6.4. Принципы хозяйственного договора
- 6.5. Форма и содержание хозяйственного договора
- 6.6 Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- Глава 7 «Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг»
- 7.1. Понятие и структура стандартизации и сертификации продукции. Техническое нормирование
- 7.3. Правовое регулирование обеспечения единства измерений
- Глава 8 «Правовое регулирование цен и ценообразование»
- 8.1. Понятие и классификация цен
- 8.2. Функции цен
- 8.3. Понятие и система тарифов
- 8.4. Государственное регулирование цен и тарифов
- Глава 9 «Монополия и конкуренция»
- 9.1. Понятие и классификация монополий и конкуренции
- 9.2. Правовые средства антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение законодательства в области монополии и конкуренции
- Глава 10 «Правовое регулирование деятельности бирж»
- 10.1 Понятие и общая характеристика бирж
- 10.2. Товарная биржа
- 10.3. Понятие биржевой сделки
- 10.4. Биржевое посредничество
- 10.5. Фондовая биржа
- Глава 11 «Правовое регулирование банков и небанковских финансово-кредитных организаций»
- 11.1. Роль и значение банков в системе хозяйственного права. Структура банковской системы Республики Беларусь
- 11.2. Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь
- 11.3. Коммерческие банки
- 11.4. Правовое регулирование деятельности небанковских финансово-кредитных организаций
- Глава 12 «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»
- 12.1. Понятие и функции рынка ценных бумаг
- 12.2. Понятие и классификация ценных бумаг
- Глава 13 «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
- 13.1. Понятие, сущность и значение инвестирования
- Глава 14 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование»
- 14.1. Понятие и общая характеристика правового регулирования внешнеэкономической деятельности
- 14. 2 Валютное регулирование
- Содержание