logo
курс лекций по хозяйственому праву

8.3. Понятие и система тарифов

Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и населению.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли, территории, на отдельном предприятии. На основе тарифной системы оценивают размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно- квалификационных справочников.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении установленной нормы работ.

Тарифный коэффициент – коэффициент, применяемый в системе потарифной оплаты труда для более точного определения квалификационных качеств работника и оценки его труда.

Таможенный тариф- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу данной страны. Таможенные тарифы применяются к товарам, систематизированным в соответствии с «Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности». Таможенные тарифы определяют:

- ставки пошлин, виды ставок и сам порядок их установления;

- характер и порядок применения сезонных и особых пошлин;

- методы вычисления таможенной стоимости и порядок применения;

- принципы определения страны происхождения товара;

- тарифные льготы и преференции.

Основными целями таможенного тарифа как инструмента государственного регулирования внутреннего рынка являются:

а) рационализация структуры экспорта;

б) поддержание оптимального соотношения между объемом экспорта и импорта, валютных доходов и расходов резидентов данной страны;

в) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления страны;

г) защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия конъюнктуры мирового рынка;

д) обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Тарифы транспортные – цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта. Различают тарифы железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного видов транспорта.

Основные факторы, которые учитываются в построении и дифференциации транспортных тарифов: расстояние и вид перевозки (внутренняя, международная, городская, междугородная, каботажная и др.), вид и цена груза, вид и размер отправки (повагонная, мелкая, судовая, контейнерная и т.п.), географический район перевозки.

В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство занимает активную позицию. Ограничение монополий транспортных предприятий сбалансировано государственной поддержкой. Финансовая помощь государства выражается в виде инвестиций, суд, субсидий, дотаций, амортизационных, налоговых и др. льгот транспорта. Хотя транспортные компании стремятся к получению нормальной прибыли на вложенный капитал, принцип самоокупаемости не является определяющим. Нередко для поддержки конкуренции сохраняется убыточность железных дорог. На всех видах транспорта тарифная политика предусматривает широкий набор специальных льготных тарифов, договорных тарифов, направленных на активацию спроса. Характерная гибкость тарифной политики регулирующих органов позволяет усиливать или ослаблять регулирование в зависимости от рыночной конъюнктуры и состояния транспортной отрасли.

Тарифы автомобильные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг автомобильным транспортом.

Для автотранспорта и тарифов на его услуги характерно наименьшее по сравнению с другими видами транспорта регулирующее вмешательство государство в связи с развитой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на рынке перевозок.

Тарифы железнодорожные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ.

Тарифы запретительные – цены услуг, установленные на достаточно высоком уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения) спроса на данный вид услуги. Таможенные запретительные тарифы (повышенные, например, на 20%) призваны оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенных товаров. Пример транспортных запретительных тарифов – действовавшие в разные годы на железных дорогах бывшего СССР так называемые исключительные тарифы, повышенные по сравнению с общими до 1,5 раза. Повышенные исключительные тарифы устанавливались на перевозку отдельных грузов на определенных направления с целью создать стимулы к сокращению и устранению так называемых нерациональных (излишне дальних, встречных, короткопробежных) перевозок и содействовать их рациональному распределению между видами транспорта.

Тарифы конвенционные – вид таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами. Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного тарифа.

Тарифы связи- цены за услуги, оказываемые потребителям предприятиями связи. Тарифы связи представляют собой систему ставок, на основе которых определяются соответствующие платежи. Преобладающий характер рынка (монопольный или конкурентный) определяет степень государственного участия в регулировании тарифов: от декретирования (прямого или косвенного) до свободного установления тарифов.