logo
макро

30. Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия

Под инфляцией (от лат. inflatio — вздутие) обычно понимают избыток денег в обращении, что ведет к их обесценению и росту цен на товары и услуги. Цены не растут одновременно и пропорционально. Даже в условиях высокой инфляции цены на одни товары могут вообще не меняться, а на другие снижаться. Поэтому инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен. Вначале инфляционные процессы сдерживались золотым содержанием бумажно-денежной единицы. Инфляция проявляется прежде всего в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Падение покупательной способности денег по отношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Дезинфляция означает замедление темпов инфляции. Дефляцией называется долговременное снижение уровня цен. Термин "стагфляция" является производным от стагнации и инфляции и означает высокую инфляцию при медленном или нулевом росте реального объема производства. Причины инфляции. Внешние и внутренние факторы инфляции. К внешним факторам относятся: интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции; падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран; мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика. Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны : дефицит госбюджета; расходы на военные цели; расходы на социальные цели, не адекватные эффективности национальной экономики; инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции; кредитную экспансию - расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей народного хо­зяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег; чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта; структурные нарушения в экономике — диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и другие факторы.

Виды инфляции. В мировой экономической теории и практике известны два типа инфляции: спроса и предло­жения. Инфляция спроса возникает в результате увеличения спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей. Причинами увеличения спроса могут быть увеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличение покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфляция. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др темпы инфляции, можно выделить умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10 % в год); галопирующую инфляцию (рост цен составляет от 10 до 200 % в год); гиперинфляцию (рост цен составляет более 200 % в год); суперинфляцию (рост цен составляет более 50 % в месяц).

По степень сбалансированности инфляции, можно выделить сбалансированную инфляцию, при которой цены растут пропорционально на большинство товаров и услуг, пнесбалансированную, при которой цены растут разными темпами для различных товаров. По признаку ожидаемости можно выделить ожидаемую инфляцию, которая ожидается и прогнозируется правительством и населением, и неожиданную инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен. Последняя оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. По масштабу охвата можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или целые регионы. По характеру протекания различают открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен, и подавленную, возникающую при твердых "замороженных" розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на "черном рынке". Измерение инфляции. Для измерения инфляции при­меняется индекс розничных цен. Обычно для этой цели пользуются так называемой потребительской корзиной, в которую "складываются" все товары и услуги, приобретаемые средним жителем страны за определенный период, и суммируются цены на них. В большинстве стран уровень инфляции рассчитывается по индексу розничных цен. Темпы инфляции (в процентах) определяются таким образом: из индекса цен настоящего периода вычитается индекс цен прошлого периода и разница делится на индекс цен прошедшего (базового) периода. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении жизни населения.