logo
Экономика_3

Внешняя торговля. Мультипликатор в открытой экономике.

Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее долю приходится до 80 % всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля создает благоприятные условия для роста мирового производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10 % роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой торговли. Сбои в торговле замедляют и развитие производства.

Меру участия национального хозяйства в международной торговле характеризует индекс товарности (ТИ), который показывает долю экспортируемых (ЕХ) и импортируемых (IM) товаров и услуг в валовом внутреннем продукте:

%

Механизм воздействия экспорта на экономический рост включает мультипликатор экспорта (МЕХ), который умножает воздействие прироста экспорта (ЕХ) на увеличение объема ВВП:

ВВП = МЕХ  ЕХ

Мультипликативный эффект выражается в том, что экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и повышает расход заработной платы работников экспортной отрасли производства. Доходы этой отрасли поступают в смежные отрасли, где возрастает выпуск средств производства для экспортных отраслей и предметов потребления для работников экспортных предприятий. Средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними предприятия третьего эшелона и т.д.

Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

Мультипликативный эффект со знаком «минус» дает и импорт.

Результирующий эффект внешней торговли определяется обобщающим показателем «нетто-экспорт»

NEX = EX - IM