Сущность конкуренции. Конкуренция и монополия.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОНКУРЕНЦИЕЙ И МОНОПОЛИЕЙ.
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии.
Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим
исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении
прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.
- Обязательные этапы создания организации.
- Понятие несостоятельности предприятия, формы ее реализации.
- Цель создания финансово-промышленные группы в России.
- Экономические, социальные и правовые условия необходимые для формирования предприимчивости людей.
- 5. Формы предприятий.
- Суть предпринимательского союза.
- Виды и формы предпринимательства.
- Жизненные циклы предприятия.
- Какие предприятия относят к малым.
- Преимущества малого предприятия.
- Виды риска, их влияние на деятельность предприятия.
- Способы уменьшения риска.
- Сущность конкуренции и ее виды.
- Задачи и функции антимонопольного комитета.
- Понятие предпринимательской тайны, ее виды.
- Критерии классификации инноваций.
- Сущность, цели, функции предпринимательства.
- Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.
- Виды и формы предпринимательства.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансово-кредитное предпринимательство
- Консультативное предпринимательство.
- Посредническое предпринимательство
- Развитие предпринимательства в России.
- Особенности организационно-правовых форм хозяйствования
- Государственные предприятия.
- Общества с ограниченной ответственностью.
- Акционерные общества.
- Холдинговые компании.
- Учредительные документы
- Государственная регистрация и лицензирование деятельности предприятия.
- Трансформации бизнеса. Слияние и поглощение предпринимательских фирм.
- Оценка стоимости бизнеса. Причины несостоятельности. Банкротство фирмы. Формы ликвидации фирмы.
- Текущее планирование на предприятии. Разработка плана развития.
- Сущность конкуренции. Конкуренция и монополия.
- Типы конкурентного поведения фирмы. Виды и методы конкуренции. Стратегии конкуренции.
- Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке. Формы недобросовестной конкуренции.
- Антимонопольная политика государства. Антимонопольные органы и их деятельность.