Государственные предприятия.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Основная особенность этих форм заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. Государство или муниципальные образования передают этим предприятиям имущество на праве хозяйственного ведения, т.е. с ограничениями в праве распоряжения (передачи, отчуждения) имуществом. Поэтому при определении статуса этих предприятий, их полномочий при заключении сделок необходимо учитывать правила (нормы) ст.294-300 ГК РФ, а также положения ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Термин «унитарное» в наименовании этих предприятий определяет неделимость их имущества, т.е. полное отсутствие возможности разделения уставного фонда на доли, акции и т.п. Поэтому невозможно принять участие, получить долю в таком предприятии другим юридическим или физическим лицам. Кстати, термин «уставный капитал» в этих предприятиях трансформирован в «уставный фонд» потому, что имущество не отчуждается учредителем, не передается в собственность, а дается в хозяйственное ведение – в некий «фонд».
Казенное унитарное предприятие отличается от своих собратьев тем, что оно основано на имуществе, находящемся в федеральной собственности, и тем, что имущество передается в оперативное управление, а не в хозяйственное ведение. Из этого следует, что собственник - Российская Федерация - отвечает по долгам казенного предприятия, тогда как собственник государственного и муниципального предприятия не несет по его долгам ответственность.
В отличие от большинства коммерческих организаций предприятия имеют специальную, а не общую правоспособность. Следствием этого является то, что собственник имущества, утверждая устав предприятия, устанавливает цели его создания и предмет деятельности. Сделки, которые заключены с нарушением предмета деятельности, ничтожны (ст. 168 ГК РФ).
Будет кстати заметить, что указание в учредительных документах коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, предмета деятельности не обязательно, и отсутствие такого перечня не может служить основанием для каких-либо ограничений их хозяйственной самостоятельности.
- Обязательные этапы создания организации.
- Понятие несостоятельности предприятия, формы ее реализации.
- Цель создания финансово-промышленные группы в России.
- Экономические, социальные и правовые условия необходимые для формирования предприимчивости людей.
- 5. Формы предприятий.
- Суть предпринимательского союза.
- Виды и формы предпринимательства.
- Жизненные циклы предприятия.
- Какие предприятия относят к малым.
- Преимущества малого предприятия.
- Виды риска, их влияние на деятельность предприятия.
- Способы уменьшения риска.
- Сущность конкуренции и ее виды.
- Задачи и функции антимонопольного комитета.
- Понятие предпринимательской тайны, ее виды.
- Критерии классификации инноваций.
- Сущность, цели, функции предпринимательства.
- Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.
- Виды и формы предпринимательства.
- Коммерческое предпринимательство
- Финансово-кредитное предпринимательство
- Консультативное предпринимательство.
- Посредническое предпринимательство
- Развитие предпринимательства в России.
- Особенности организационно-правовых форм хозяйствования
- Государственные предприятия.
- Общества с ограниченной ответственностью.
- Акционерные общества.
- Холдинговые компании.
- Учредительные документы
- Государственная регистрация и лицензирование деятельности предприятия.
- Трансформации бизнеса. Слияние и поглощение предпринимательских фирм.
- Оценка стоимости бизнеса. Причины несостоятельности. Банкротство фирмы. Формы ликвидации фирмы.
- Текущее планирование на предприятии. Разработка плана развития.
- Сущность конкуренции. Конкуренция и монополия.
- Типы конкурентного поведения фирмы. Виды и методы конкуренции. Стратегии конкуренции.
- Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке. Формы недобросовестной конкуренции.
- Антимонопольная политика государства. Антимонопольные органы и их деятельность.