logo
Шпоры 1

40.Образование цены производства. Стоимость и цена производства.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция, при которой происходит перелив капиталов из области в область. Если вообразить постоянно действующий механизм межотраслевой конкуренции, то, очевидно, что будет иметь место процесс выравнивания индивидуальных норм прибыли и образование общей или средней нормы прибыли р. Образование средней нормы прибыли приводит к преобразованию стоимости товара в цену производства. Для того, чтобы предприниматель получил прибыль не ниже среднего, он продает свой товар не по стоимости, а по цене вир-ва. Цена производства – это преобразованная форма стоимости товара, которая равняется расходам вир-ва + средняя прибыль на авансированный капитал. Формула имеет вид: Ц=К+Рсер В ІІІ томе «Капитала» исследуются условия капиталистического товарного производства. Поэтому именно расхода капитала и рассматриваются как основа рыночных цен. Но также известно, что товар и его стоимость, в конечном счету, выступает, как материализованная общественно необходимая работа. Это означает, что определение цены товара расходами капитала не исключает, а припускает расхода работы. Сравним в этом связи структуру стоимости товара и структуру цены производства. Стоимость товара, как известно, определяется суммой расходов постоянного и сменного капиталов и добавочной стоимостью. А цена производства включает в себя расхода производства, т.е., постоянный и сменный капитал и средняя прибыль. Чем же отличается структура стоимости от структуры цены производства? Это отличие сводится к разности между добавочной стоимостью и средней прибылью. Но средняя прибыль это не что другое, как та же добавочная стоимость, присвоенная капиталом, и перераспределенная им вследствие межотраслевой конкуренции по принципу равной прибыли на равный капитал. Понятно, что средняя прибыль выступает, как преобразованная форма добавочной стоимости. Первый раз она искажается преобразованием добавочной стоимости в прибыль, а второй раз – превращением прибыли в среднюю прибыль. Таким образом, цена производства выступает как преобразованная, т.е., обезображенная, форма стоимости. Это означает, что все те изменения, которые происходят в элементах стоимости товара, віддзеркалюються и в соответствующих элементах цены производства.