logo
Шпоры 1

39.Межотраслевая конкуренция и образования средней нормы

Межотраслевая конкуренция и образование средней нормы прибыли

Конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и реализации Т, и получение на этой основе наиб. приб. ст. Конкуренция есть главным фактором самореализации экономики и НТП. Благодаря ей оказывается неприемлемым все то, что не соответствует общественно необходимым затратам. Это значит, что исключается возможность исп. Устаревшей техники, нерентабельного производства, старых профессий, некачественных изделий. Эк. основа конкуренции - это различие между общественной и индивидуальной ст. Т. Межотраслевая конкуренция, в отличии вот внутриотраслевой, ведет к принципиально иным последствиям. Ее цель - наиболее выгодное приложение К. Она осуществляется в форме перелива К в отрасли с отрасли. Из отраслей с низкой нормой Р капитала в отрасли с высокой нормой Р. Этот процесс продолжается к тех пор пока не произойдет уравнивание нормы прибыли во всех отраслях. В основе этого процесса лежит действие закона стоимости. Перелив К из отрасли в отрасль осуществляется стихийно. Результатом явл образование средней нормы прибыли, которая будет тяготеть к норме прибыли тот отрасли в которой среднее органическое строение капитала, т.е. Обратная зависимость. Основным принципом межотр. Конкуренции является равная прибыль на равный К. Объективная необходимость этого принципа вытекает из того, что каждый К не существует изолировано, а находится в определенной общественной связи со вторыми К. Т. э. Каждый индивидуальный капитал выступает представителем общественного К, совокупного К.Т. э. Образование средней нормы прибыли есть специфическая форма проявления общественного характера производства. Средняя норма прибыли определяется как отношение всеи массы прибавочной стоимости созданной в обществе в целом, ко всеи сумме авансированного капитала: Р'ср= Она показывает какая норма прибыли приходится на судьбу каждого К. Средняя прибыль есть определенная часть созданной в обществе прибавочной ст., приходящейся на каждую сотню единиц вложенного К. В условиях свободной конкуренции действует закон средней прибыли. Сущность его состоит в том, что размеры прибыли определяются не величиной переменного К, а величина всего К., по принципу равная прибыль на равновеликие К. Т. о. Межотр. конк. Регулирует пропорции в расширении К. между отраслями таким образом, что равный К, не завысим вот скорости его оборота и орг. строения приносит равную прибыль. С появлением монополий, алигополий, свободная конкуренция стала заменятся не свободной, не совершенной конкуренцией. Это сказалось и на действии закона средней прибыли. К уже не может переливаться из отрасли в отрасль . Этому препятствуют высокие барьеры . Однако средняя прибыль исчезла, она постоянная проявят себя и во взаимоотношениях между крупными К. При равнозначной концентрации и эффективности производства, отраслевые нормы прибыли тяготеют к ее средней величине по народном хозяйстве. Действие закона средней прибыли не противоречит закона стоимости, хотя принцип равная прибыль на равный К не совместимы с продажей Т по стоимости. Такое противоречие лишь видимость. Закон стоимости продолжает функционировать, но действует вон в модифицированной форме, как закон цены производства.