18. Доход, прибыль, рентабельность на предприятии.
Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Доходы- важнейший экономический показатель работ, предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком.
Доходы подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- операционные;
- внереализационные;
- чрезвычайные.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К операционным доходамотносятся:
- плата за временное пользование активами предприятия;
- плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий;
- прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности;
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационные доходы -- это:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- прочие внереализационные доходы.
В зависимости от направлений деятельности предприятия доходы бывают следующие.
1) Доход от основной деятельности -- это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2) Доход от инвестиционной деятельности -- финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
3) Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукций (товаров, работ, услуг) служит основным источником финансовых потоков на предприятии.
Выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке -- метод начислений и по оплате -- кассовый метод.
Прибыль- это превышение доходами расходов. Обратное положение называется убытком.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
1) Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.
На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей:
- валовая (балансовая) прибыль (представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям),
- прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия,
- прибыль по внереализационным операциям(включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукций (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков);
- чистая прибыль(образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей; остается в полном распоряжении предприятия). Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.
Факторы роста прибыли: - объем продаж; - рост цен; - снижение себестоимости; - обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Рентабельность.Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.
Различают следующие виды рентабельности:
- общая рентабельность;
- рентабельность реализованной продукции;
- рентабельность активов, этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы;
- рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия;
- рентабельность продаж (оборота) показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции.
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются: - рост затрат на производство и реализацию продукции; - падение объемов реализации.
Нужно: - выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности.
- 17. Сущность и виды издержек производства. Постоянные и переменные издержки.
- 34. Рынок труда и его особенности. Сущность, виды и формы занятости.
- 27. Понятие налогов и налоговой системы. Функции налогов. Принципы налогообложения.
- 28. Виды и способы взимания налогов. Кривая а.Лаффера.
- 26. Государственный бюджет и проблема его сбалансированности.
- 39. Доходы населения, их виды и источники формирования.
- 40. Сущность, цели, типы и методы государственного регулирования экономики (грэ). Экономические функции гос-ва.
- 8. Социально-экономическая сущность отношений собственности.
- 22. Развитие товарного производства, возникновение и история денег. Теории происхождения денег. Функции и виды денег.
- 35. Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
- 36. Экономические основы заработной платы. Системы и формы зарплаты.
- 37. Социальное развитие и социальная политика государства. Качество и уровень жизни населения.
- 38. Социальная политика Республики Беларусь и её перспективы.
- 12. Теория спроса. Эластичность спроса.
- 10. Инфраструктура рыночной экономики.
- 11. Сущность и виды конкуренции. Модели рыночных структур (совершенная конк., монополистическая, олигополия, монополия).
- 32. Инфляция: понятие, причины, виды. Измерение темпов инфляции.
- 33. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика гос-ва. Особенности в рб.
- 29. Налоги и налоговая политика в Республике Беларусь.
- 21. Сущность, типы и факторы экономического роста. Проблема измерения экономического роста.
- 13. Теория предложения. Эластичность предложения.
- 1. Предмет, метод, объект, функции и структура экономической теории.
- 9. Понятие и условия функционирования рынка. Функции и виды рынков. Преимущества и недостатки рыночной организации хоз-ва.
- 5. Сущность, факторы и цели экономической системы. Типы и модели современных рыночных экономических систем.
- 6. Классификация и характеристика экономических систем.
- 31. Цикличность развития экономики. Характеристика фаз экономического цикла.
- 16. Основные формы организации предпринимательской деятельности (единоличное владение, товарищество, ооо, одо, ао, кооператив, фонд).
- 20. Основные макроэкономические показатели. Способы расчёта национального продукта.
- 21. Сущность, типы и факторы экономического роста. Проблема измерения экономического роста.
- 2. Производство как материальная основа развития человеческого общества.
- 3. Экономические ресурсы как факторы производства.
- 14. Рыночный механизм. Установление и динамика рыночной цены.
- 30. Цена как экономическая категория, функции цен, методы ценообразования, виды цен. Ценовая политика.
- 25. Сущность, структура и принципы построения финансовой системы страны.
- 19. Сущность, структура и цели национальной экономики. Экономический потенциал и нац. Богатство страны.
- 15. Сущность, виды и функции предпринимательства.
- 23. Денежный рынок и его равновесие. Закон денежного обращения.
- 18. Доход, прибыль, рентабельность на предприятии.
- 24. Денежно-кредитная политика государства.