5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость
С древнейших времен человеческий труд является важнейшей составляющей любой хозяйственной деятельности. Он по праву может быть определен в качестве универсального фактора производства. Процесс общественного разделения труда, развитие обмена и рыночных отношений превратили труд в специфический товар. Он стал покупаться и продаваться, сформировались спрос и предложение этого ресурса. Это означало рождение рынка труда.
Рынок труда – составная часть рыночной экономики, представляет собой систему конкурентных связей между субъектами рынка по поводу найма и использования работника в общественном производстве.
Главная особенность этого рынка состоит в том, что в качестве собственников фактора труда и его потенциальных продавцов выступает практически все население, за исключением нетрудоспособных лиц. Труд – фактор производства, находящийся в распоряжении почти каждого человека.
Классификация рынка труда осуществляется на основе различных критериев. Различают следующие виды рынков труда: федеральный, республиканский, краевой, областной, сельский и городской; международный, прогнозный, перспективный и текущий; гибкий и жесткий; умственного и физического труда и др.
Основными элементами механизма рынка труда являются спрос (со стороны работодателей), предложение (со стороны трудоспособного населения), цена труда (заработная плата). Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса.
Рыночное предложение труда для определенного вида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике зависит от численности работников, готовых продать рабочую силу работодателям. Численность таких работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования, альтернативной стоимости наемного труда. Предложение труда происходит также на основе выбора между досугом и работой. На этот выбор оказывает влияние эффект дохода и эффект замещения.
Эффект замещения возникает тогда, когда при высокой заработной плате свободное время рассматривается как потенциальный убыток. Час досуга кажется все более дорогим, и работник предпочитает вместо досуга работать. Это ведет к росту предложения труда.
Эффект дохода возникает тогда, когда высокая заработная плата рассматривается как источник возможности увеличить свой досуг, свободное время. Рост же свободного времени уменьшает предложение труда (рис. 5.3).
Количество труда, Q
Рис. 5.3. Кривая индивидуального предложения труда
Преобладание эффекта замещения или эффекта дохода при данном уровне заработной платы зависит как от общей экономической ситуации, так и от самого работника, который принимает самостоятельное решение в соответствии со своими предпочтениями и интересами.
Спрос и предложение труда, а также их эластичность изменяются под влиянием многих факторов, которые представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
- Часть 1
- Введение
- 1.1. Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории.
- 1.1. Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории
- 1.2. Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы
- 1.3. Безграничные потребности общества и ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора. Производственные возможности общества
- Альтернативные возможности производства в национальной экономике
- Основные понятия и категории
- Рынок и конкуренция
- 2.1. Рынок, его признаки и функции.
- 2.2. Классификация рынков по различным критериям. Структура и инфраструктура рынка.
- 2.3. Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой.
- 2.1. Рынок, его признаки и функции
- 2.2. Классификация рынков по различным критериям. Структура и инфраструктура рынка
- 2.3. Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой
- Основные понятия и категории
- Теория спроса и предложения
- 3.1. Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса: виды, типы, показатели.
- 3.2. Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения в разных временных периодах.
- 3.3. Равновесие и неравновесие на рынке. Равновесная цена и равновесный объем продаж.
- 3.1. Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса: виды, типы, показатели
- 3.2. Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения в разных временных периодах
- 3.3. Равновесие и неравновесие на рынке. Равновесная цена и равновесный объем продаж
- Основные понятия и категории
- Издержки производства и прибыль фирмы
- 4.1. Бухгалтерский и экономический подход к определению издержек производства и прибыли фирмы
- 4.2. Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде
- 4.3. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4. Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии
- Основные понятия и категории
- Рынки факторов производства
- 5.1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности.
- 5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.
- 5.4. Рынок земли. Рента. Цена земли.
- 5.1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности
- 5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость
- Факторы изменения спроса и предложения труда
- 5.3. Рынок капитала. Процентные ставки и инвестиции
- 5.4. Рынок земли. Рента. Цена земли
- О сновные понятия и категории