4.4. Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии
На совершенно конкурентном рынке действуют предприятия, объем продаж которых составляет лишь малую долю от совокупного рыночного оборота, так что увеличение или уменьшение объема продаж предприятия не изменяет заметно величину общего рыночного предложения. Поэтому рыночная цена товара, а следовательно, и рыночный спрос на товар отдельного продавца никак не изменяются от его действий. В терминах экономической теории это означает, что спрос на товар отдельного предприятия является абсолютно эластичным. Кривая такого спроса представляет собой горизонтальную линию (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Кривая спроса на товар отдельной фирмы на конкурентном рынке
Поскольку цена товара конкурентного предприятия не зависит от объема его продаж, то валовой доход предприятия (TR – total revenue) при любом объеме производимой продукции будет равен произведению рыночной цены на количество проданной продукции. При этом предельный доход (MR – marginal revenue), т. е. прирост дохода, связанный с продажей каждой дополнительной единицы продукции, будет равен цене продукции. Цене будет равен и средний доход (AR – average revenue), рассчитанный путем деления TR на количество единиц проданной продукции.
Например, некто продал на рынке 100 кг картофеля при рыночной цене 15 руб. за 1 кг. Его валовой доход составит 1500 руб. Средний и предельный доходы будут равны рыночной цене, т. е. 15 руб. На графике кривые среднего и предельного дохода, а также спроса сливаются в одну горизонтальную линию. Линия валового дохода изображается как прямая, постоянно восходящая линия (рис. 4.7).
Если графическое изображение валового дохода совершенно конкурентного предприятия представляет собой восходящую прямую линию, то линия валовых издержек всегда является S-образно изогнутой кривой, которая пересекает линию валового дохода в двух точках, характеризующих нулевую прибыль (рис. 4.8).
Рис. 4.7. График валового (TR), предельного (MR) и среднего (AR) доходов фирмы
Т TC TR
Рис. 4.8 Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения валового дохода и валовых издержек
Q0 – количество продукции, в результате продажи которой получают наибольшую прибыль; Q1 и Q2 – соответственно количество продукции, при продаже которой прибыль равна нулю.
Наиболее простым решением задачи максимизации прибыли является сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом из возможных объемов производства. Предприятие, ориентированное на получение максимальной прибыли, должно ограничить объем своего производства таким уровнем, при котором прибыль становится максимальной. Как это определить?
На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), т. е. дополнительных дохода от прироста продукции и издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке увеличивается. Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек (MR = MC). За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться.
Таким образом, объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль), а соответствующая точка Q0 на графике называется точкой оптимального объема производства (рис. 4.9).
Оба метода сравнения (валовых либо предельных дохода и издержек) дают одинаковый результат при расчете оптимального объема производства с точки зрения получения максимальной прибыли. При использовании метода сравнения валовых дохода и издержек сумма экономической прибыли определяется как простая разница между ними: TR – TC.
При расчете методом сравнения предельных дохода и издержек сумма прибыли определяется как произведение объема продукции в точке MR = MC на разницу между рыночной ценой и средними валовыми издержками, т. е. прибылью на единицу продукции, в той же точке.
Рис. 4.9. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения предельного дохода и предельных издержек (в точке Q0 MR = MC)
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие вынуждено думать не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков. Это случается чаще всего в связи с внезапным падением рыночной цены. Прекращение производства в этой ситуации не является наилучшим выходом, так как все равно приходится нести постоянные издержки. Если рыночная цена падает ниже минимума средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то более оптимальным решением является выпуск продукции в объеме, определяемом точкой пересечения предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). В этом случае минимальный убыток исчисляется площадью прямоугольника со сторонами Q (в точке MR = MC) и разнице (Р – ATC) в той же точке.
Если же рыночная цена опускается ниже минимальных переменных издержек предприятия, то наиболее оптимальным решением является прекращение продаж в расчете на повышение цен в следующем периоде. Прекращение продаж вызывает превышение спроса над предложением и последующий рост цен. Именно так поступают дальновидные производители сельскохозяйственной продукции, не продавая ее всю сразу после сбора урожая, а растягивая на зимне-весенний период до следующего урожая. Кроме того, период краткосрочного прекращения производства можно использовать для модернизации технологического процесса с целью уменьшения валовых издержек.
Совершенная конкуренция является только абстрактной моделью, удобной для объяснения рыночного поведения экономических агентов. В реальной жизни чисто конкурентных рынков не существует. Их нет не только со стороны предложения, которое характеризуется организаторскими способностями предпринимателя, наличием у него информации о конъюнктуре рынка, совершенностью связей с банками и государственными учреждениями, готовностью к нововведениям и рядом других особенностей. Ее нет и со стороны спроса, так как у покупателей разные вкусы, требования к внешнему виду товара и поведению продавца в процессе общения с ним, так что совершенно конкурентным спрос может быть только в случае, если продукция или услуги предприятия совершенно идентичны и не имеют заменителей.
В связи с таким разнообразием особенностей предложения и спроса положение каждого продавца по-своему уникально, что вносит элементы монополизма в его поведение. Но и монополий в чистом виде тоже не существует. Даже у самых крупных монополистов, какими являются транснациональные корпорации, есть конкуренты в лице других корпораций, а также предприятий, производящих продукцию, способную служить заменителями продукции монополиста. Например, предприятия, производящие пластмассовые изделия, в ряде случаев составляют конкуренцию сталелитейным корпорациям.
Однако для понимания методов максимизации прибыли монополистами целесообразно рассмотреть абстрактную модель простой монополии, т. е. предприятия, которое является единственным производителем данного товара и в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной цене всем своим покупателям.
Кривая спроса на продукцию монополиста является такой же, как кривая спроса на продукцию всей отрасли, т. е. имеет отрицательный наклон (с левого верхнего угла в правый нижний угол). Но реальные свойства кривой монополисту неизвестны, он узнает их с помощью статистического анализа либо методом проб и ошибок.
Поскольку количество продукции, которое может быть продано на монопольном рынке, зависит от цены, монополист ведет себя совершенно иначе, чем конкурентный продавец. Он не принимает рыночную цену как объективную данность, а выбирает такую комбинацию цены и количества товара, которая приносит ему максимальную прибыль. Исходя из того, что монополист ищет наиболее выгодную цену из набора возможных цен, его называют «искателем цены».
При расчете оптимального объема продаж монополист точно так же, как совершенно конкурентное предприятие, ориентируется по соотношению предельного дохода и предельных издержек. Если производство дополнительной единицы товара сверх достигнутого уровня увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска позволяет снизить издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить.
Ввиду того, что кривая спроса на продукцию монополиста является убывающей, объем продаж он может увеличить только за счет снижения цены.
Рассмотрим на конкретном примере соотношение совокупного и предельного доходов монопольного предприятия (табл. 4.4) и их графическое изображение (рис. 4.10,а, б).
Таблица 4.4
Спрос, совокупный и предельный доход монополиста
Объем спроса, ед. | Цена единицы продукции, руб. | Доход | |
совокупный, руб. | предельный, руб. | ||
0 | 16 | 0 | 0 |
1 | 14 | 14 | 14 |
2 | 12 | 24 | 10 |
3 | 10 | 30 | 6 |
4 | 8 | 32 | 2 |
5 | 6 | 30 | –2 |
6 | 4 | 24 | –6 |
7 | 2 | 14 | –10 |
8 | 0 | 0 | –14 |
Линия предельного дохода, как видно из графика, пересекает ось абсцисс точно в середине между началом оси и кривой спроса. Такая закономерность имеет место всегда, если кривая спроса имеет вид прямой линии. Это объясняется математическими закономерностями эластичности спроса.
а б
Рис. 4.10. Цена, совокупный и предельный доход
Предельный доход (MR) – это прирост совокупного дохода, полученный от прироста выпуска на единицу продукции. Когда спрос эластичен, предельный доход больше нуля и совокупный доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и совокупный доход падает. Предельный доход меньше цены при всех уровнях выпуска продукции. Соотношение кривых валового и предельного доходов описывается зависимостью MR = (TR)'.
Для определения размеров оптимального выпуска монополист использует тот же критерий, что и совершенный конкурент, ориентируясь на равенство предельного дохода и предельных издержек. При условии этого равенства достигается максимальный размер прибыли.
Оптимальный размер выпуска продукции определяется проекцией точки пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (точка H). Qm – выпуск продукции, максимизирующий прибыль монополии, при цене Рm. Совокупный доход при этом будет равен произведению оптимального выпуска на цену оптимального спроса, а максимальная прибыль равна разнице между совокупным доходом и полными издержками. Qс – объем продаж конкурирующей фирмы по цене Рс (рис. 4.11).
Н
Рис. 4.11. Оптимальный выпуск продукции для монополии (MR = MC)
Кривая предложения любого отдельного предприятия на совершенно конкурентном рынке является кривой его предельных издержек. В этом случае на графике (рис 4.12) максимум прибыли определяется пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода, равного рыночной цене, и потому достигается при объеме производства Qс. Кривая же предельного дохода монополиста лежит значительно левее кривой спроса на его продукцию, в связи с чем равенство MR = MC достигается при меньшем объеме производства в точке Qm, что делает выгодным для монополиста производство меньшего объема товаров при большей цене.
На рис. 4.12 показано различие условий равновесия на конкурентном и монопольном рынках.
Рис. 4.12. Цена и выпуск в условиях конкуренции и монополии
Таким образом, перерастание конкурентного рынка в монопольный сопровождается превращением рыночной цены в монопольную, а нормальной, средней рыночной прибыли в монопольную, которая включает монопольную сверхприбыль. Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией неизбежно ограничивает выпуск продукции и повышает ее цену.
Монополия может повысить свою эффективность, проводя политику ценовой дискриминации. Политика ценовой дискриминации, которую называют также диверсификацией цен, заключается в установлении монополией разных цен для различных категорий потребителей с учетом разницы в уровнях эластичности их спроса.
Для того чтобы монополист мог осуществлять ценовую дискриминацию, должны существовать два условия. Во-первых, необходимо, чтобы покупатели не могли перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен иметь возможность разделять покупателей на группы, исходя из эластичности спроса на товары. Обеспечение таких условий является делом производственного менеджмента.
Ценовая дискриминация является распространенной политикой монополий. Она применяется обычно при установлении раздельных тарифов на потребление электроэнергии для предприятий и физических лиц, льготных цен на товары и коммунальные услуги для бедной части населения. С той же целью увеличения прибыли за счет охвата более широкого круга потребителей устанавливается раздельная плата для детей, студентов, пенсионеров и других потребителей. Из приведенных примеров видно, что ценовая дискриминация не тождественна понятию несправедливости, напротив, она может служить и часто служит инструментом перераспределения доходов богатых в пользу бедных.
- Часть 1
- Введение
- 1.1. Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории.
- 1.1. Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории
- 1.2. Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические категории и экономические законы
- 1.3. Безграничные потребности общества и ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора. Производственные возможности общества
- Альтернативные возможности производства в национальной экономике
- Основные понятия и категории
- Рынок и конкуренция
- 2.1. Рынок, его признаки и функции.
- 2.2. Классификация рынков по различным критериям. Структура и инфраструктура рынка.
- 2.3. Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой.
- 2.1. Рынок, его признаки и функции
- 2.2. Классификация рынков по различным критериям. Структура и инфраструктура рынка
- 2.3. Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой
- Основные понятия и категории
- Теория спроса и предложения
- 3.1. Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса: виды, типы, показатели.
- 3.2. Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения в разных временных периодах.
- 3.3. Равновесие и неравновесие на рынке. Равновесная цена и равновесный объем продаж.
- 3.1. Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса: виды, типы, показатели
- 3.2. Предложение и закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения в разных временных периодах
- 3.3. Равновесие и неравновесие на рынке. Равновесная цена и равновесный объем продаж
- Основные понятия и категории
- Издержки производства и прибыль фирмы
- 4.1. Бухгалтерский и экономический подход к определению издержек производства и прибыли фирмы
- 4.2. Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде
- 4.3. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде
- 4.4. Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии
- Основные понятия и категории
- Рынки факторов производства
- 5.1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности.
- 5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.
- 5.4. Рынок земли. Рента. Цена земли.
- 5.1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности
- 5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость
- Факторы изменения спроса и предложения труда
- 5.3. Рынок капитала. Процентные ставки и инвестиции
- 5.4. Рынок земли. Рента. Цена земли
- О сновные понятия и категории