logo
ОТВЕТЫ ЭКОНОМИКА

22. Потребительское предпочтение: кривая безразличия, бюджетное ограничение, предельная норма замещения. Эффект дохода и эффект замещения.

Мы можем представить потребительские предпочтения графически, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой.

Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным.

Эффект замещения— эффект в микроэкономике, когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров один из товаров становится дешевле и это сопровождается сверхпропорциональным ростом спроса на этот товар.

Если падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов, речь идёт об эффекте дохода