logo
Экономика

57. Рынок ссудного капитала и ссудный процент

Ссудный капитал- совокупность денежных средств, передаваемых во временное пользование на возвратной основе за плату в виде процента.

Рынок ссудного капитала— совокупность финансовых рынков, на которых происходит перераспределение капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Посредниками на рынке ссудного капиталавыступают банки, фонды и другие специализированные финансовые фирмы. Главной задачей рынка ссудных капиталов является преобразование бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Заемщиками (дебиторами)являются предпринимательские фирмы, использующие заемные средства для создания нового капитала. Заемщиками являются также и индивидуальные потребители, которые берут взаймы средства для покупки товаров длительного пользования, и правительство — для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования создания объектов общественного назначения.

Кредиторамиявляются индивидуальные потребители, фирмы и государство, располагающие свободными денежными средствами. Они выделяют часть своего текущего дохода для его использования другими и получают за это компенсацию в виде ссудного процента.

Ссудный процентявляется выражением принципа платности кредита, то есть необходимости не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Ссудный процент – определенная сумма денежных средств, уплачиваемая заемщиком за возможность использования денежных средств в течение оговоренного срока.

Экономическая сущность ссудного процента выражается в его функциях:

• покрытие издержек по привлечению ресурсов и содержание банковского аппарата;

• стимулирование выбора эффективных направлений вложения средств заемщиком;

• регулирование денежной массы в обращении (связано с реализацией денежно-кредитной политики Центрального банка).

Факторы, влияющие на величину ссудного процента, делят на две группы:

• внешние - денежно-кредитная политика Центрального банка через ставку рефинансирования, инфляция, степень доверия населения и бизнеса государству и правительству, состояние экономики, фаза экономического цикла, конкуренция;

• внутренние - срок кредита, размер кредита, надежность заемщика.