logo
Экономика

27. Характеристика рынков монополии и олигополии

Монополия − это крупное капиталистическое предприятие, является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Характерные особенности: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Виды монополии:

Естественная: состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей некоторых производств (электроснабжение, телефонная связь и т.п.).

Государственная (закрытая): созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (права государства на производство денег).

Открытая: когда одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко оказываются фирмы, впервые выходящие на рынок с новой продукцией.

Чистая монополия: ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Формы монополии:

Картель: группа производителей, совместно максимизирующих прибыли посредством фиксации цен и ограничения объема производства продукции. Цель его создания – установление монополистического контроля определенного рынка.

Синдикат: объединение предприятий, производящих массовую однотипную продукцию, с целью устранения излишней конкуренции.

Трест: объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Согласовывается не только торговая, но и производственная деятельность.

Концерн: это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер.

Консорциум: это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта.

Конгломерат: предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.

Олигополия − это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.