30. Национальная стратегия устойчивого соц.-эконом. Развития (нсур – 2020)
НСУР-2020 была утверждена в мае 2004 г. в соответствии с Законом РБ «О государственном прогнозировании и программах соц.-экон. развития РБ».
НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в РБ, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия ООН, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и др. Стратегическая цель устойчивого развития РБ как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экон., соц. и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики РБ. В НСУР-2020 выделены следующие этапы и их задачи.
Основной целью первого этапа (до 2010 г.). является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности.
Целью второго этапа (2011–2020 гг.). является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися нац. ресурсами, созданным соц.-экон. потенциалом и возможностями его наращивания.
РБ обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых и др.
Нац. стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
- человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
- повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
- улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
- рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
- развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем.
- Предмет «нэ Бел.» и его место в системе эк. Наук
- 2. Понятие и структура Нац. Экономики.
- Предпосылки становления, функционирования и развития Нац. Экономики
- Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкон. Показателей для оценки уровня развития нэ
- Понятие совокупного экон. Потенциала страны.
- Нац. Богатство как составная часть совокупного экон. Потенциала страны
- Природно-ресурсный потенциал рб
- Демографический и трудовой потенциал рб
- Научный и научно-технический потенциал рб.
- Инновационный потенциал рб
- Информационно-технолог. Потенциал рб.
- Производственный потенциал рб
- Инвестиционный потенциал рб
- Внешнеэкономический потенциал (вп) рб
- Экологический потенциал рб
- Экон. Рост как категория нац. Хоз. Системы. Факторы эконом. Роста.
- Моделирование экономического роста.
- Отраслевая стр-ра нэ. Хозяйствен. Комплексы.
- Структура и тенденции развития промыш-го комплекса.
- Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса.
- Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса.
- Комплекс социально-культурных отраслей.
- Социально-потребительский комплекс (спк)
- Проблемы развития трансп. И связи в нэ рб.
- Региональные соц.-экон. Комплексы.
- Понятие переходного процесса при смене экон. Порядков.
- Полит. И соц.-экон. Предпосылки построения перспективной модели экон.
- 30. Национальная стратегия устойчивого соц.-эконом. Развития (нсур – 2020)
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- 32. Проблемы формир. И функционир. Рынка труда в рб
- 33. Особен. Функционирования валютного рынка рб
- 34. Особен. Функционирования фондового рынка рб
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков рб.
- 36. Проблемы развития предпринимательства в рб.
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и основные этапы преобразования форм собственности.
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики.
- 39. Цели и задачи государственного регулирования.
- 40. Структура государственного управления.
- 41. Система гос. Прогнозирования и программирования.
- 42. Государственная финансовая система рб
- 43. Бюджетное регулирование. Бюджет рб.
- 44. Особен. Функционирования денежной системы рб.
- 45. Реализация антиинфляц. Политики государства.
- 46. Налоговая система рб и пути ее совершенствования.
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Соц. Политика гос-ва: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы.
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.
- 50. Меры гос. Возд. На уровень и качество жизни насел.
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.
- 52. Формы и механизмы интеграции.
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
- 54. Интеграционные процессы в рамках снг.
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России.
- 56. Внешнеэкономические связи рб со странами, не входящими в снг.
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
- 58. Критерии и показатели системы экон. Безопасности.
- 59. Жизненно важные интересы рб в экон. Сфере.
- 60. Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безопасности.