50. Меры гос. Возд. На уровень и качество жизни насел.
Уровень качества жизни оценивается показателем, представляющим собой интегральную оценку частных показателей, которые характеризуют медицинские, личностные и социальные составляющие качества жизни. Медицинские показатели качества жизни дифференцируются по видам заболеваний. Для оценки этих показателей могут быть использованы различные ранговые шкалы, используемые в международной и отечественной практике. Личностные показатели качества жизни характеризуют психологические особенности человека; его ценностные установки, предпочтения и стратегическую ориентацию; семейные отношения. Социальные показатели характеризуют социальный статус человека, его деловую и общественную активность, защищенность личности и прав собственности гражданина. На уровень качества жизни оказывает влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются экономические условия, складывающиеся в стране, в частности приоритеты инвестиционной политики государства. От выбора этих приоритетов, их ориентации на социальную сферу в конечном счете зависит не только уровень качества жизни отдельного индивида, но и уровень экономической безопасности страны. К профилактике заболеваний относится также улучшение среды обитания (природоохранные меры, обеспечение высокого уровня качества водоснабжения, использование прогрессивных методов переработки отходов и др.); широкое распространение технологий, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов; улучшение структуры питания; меры по пропаганде здорового образа жизни; борьба с несанкционированным производством и распространением наркотических веществ и т. п. Национальная экономика РБ переживает период крупных структурных преобразований. Разрабатываются программы реструктуризации не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности.
Однако при разработке подобных программ нельзя ограничиваться только чисто производственной или военной сферой, инвестируя в первую очередь процессы обновления материально-технической базы, разработки программ развития высоких технологий, телекоммуникаций и другие направления «индустриального» характера. Безусловно, подобные направления деятельности весьма важны для обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Все в конечном итоге зависит от их физического и духовного здоровья. Вместе с тем растущая в результате ухудшающегося состояния здоровья нации недееспособность населения страны не позволит эффективно и качественно решить эти проблемы. Огромные потери ВВП, вызванные растущими темпами заболеваний практически всех возрастных групп населения, требуют незамедлительных мер по приоритетному вложению средств в поддержание на высоком уровне людских ресурсов РБ.
Важность проблемы изменения структуры инвестиций в пользу людских ресурсов обусловлена и таким объективным фактом, как снижение рождаемости и старение населения. Эти тенденции присущи практически всем развитым странам. Т.о., можно утверждать, что, если не будут приняты экстраординарные меры по существенному улучшению состояния социальной сферы за счет изменения приоритетов инвестиционной политики, наступит катастрофическое состояние здоровья нации. Речь пойдет тогда уже не об укреплении экономической безопасности, а о сохранении нации.
- Предмет «нэ Бел.» и его место в системе эк. Наук
- 2. Понятие и структура Нац. Экономики.
- Предпосылки становления, функционирования и развития Нац. Экономики
- Типы национальных экономик
- 5. Использование макроэкон. Показателей для оценки уровня развития нэ
- Понятие совокупного экон. Потенциала страны.
- Нац. Богатство как составная часть совокупного экон. Потенциала страны
- Природно-ресурсный потенциал рб
- Демографический и трудовой потенциал рб
- Научный и научно-технический потенциал рб.
- Инновационный потенциал рб
- Информационно-технолог. Потенциал рб.
- Производственный потенциал рб
- Инвестиционный потенциал рб
- Внешнеэкономический потенциал (вп) рб
- Экологический потенциал рб
- Экон. Рост как категория нац. Хоз. Системы. Факторы эконом. Роста.
- Моделирование экономического роста.
- Отраслевая стр-ра нэ. Хозяйствен. Комплексы.
- Структура и тенденции развития промыш-го комплекса.
- Структура и тенденции развития топливно-энергетического комплекса.
- Структура и тенденции развития аграрно-промышленного комплекса.
- Комплекс социально-культурных отраслей.
- Социально-потребительский комплекс (спк)
- Проблемы развития трансп. И связи в нэ рб.
- Региональные соц.-экон. Комплексы.
- Понятие переходного процесса при смене экон. Порядков.
- Полит. И соц.-экон. Предпосылки построения перспективной модели экон.
- 30. Национальная стратегия устойчивого соц.-эконом. Развития (нсур – 2020)
- 31. Формирование и развитие институтов рынка
- 32. Проблемы формир. И функционир. Рынка труда в рб
- 33. Особен. Функционирования валютного рынка рб
- 34. Особен. Функционирования фондового рынка рб
- 35. Проблемы и перспективы функционирования товарных рынков рб.
- 36. Проблемы развития предпринимательства в рб.
- 37. Разгосударствление и приватизация: задачи и основные этапы преобразования форм собственности.
- 38. Инвестиционная политика как основа структурной трансформации экономики.
- 39. Цели и задачи государственного регулирования.
- 40. Структура государственного управления.
- 41. Система гос. Прогнозирования и программирования.
- 42. Государственная финансовая система рб
- 43. Бюджетное регулирование. Бюджет рб.
- 44. Особен. Функционирования денежной системы рб.
- 45. Реализация антиинфляц. Политики государства.
- 46. Налоговая система рб и пути ее совершенствования.
- 47. Национальная валютная система рб
- 48. Соц. Политика гос-ва: цели, принципы построения. Направления реформирования социальной сферы.
- 49. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.
- 50. Меры гос. Возд. На уровень и качество жизни насел.
- 51. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.
- 52. Формы и механизмы интеграции.
- 53. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
- 54. Интеграционные процессы в рамках снг.
- 55. Экономическая интеграция Беларуси и России.
- 56. Внешнеэкономические связи рб со странами, не входящими в снг.
- 57. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.
- 58. Критерии и показатели системы экон. Безопасности.
- 59. Жизненно важные интересы рб в экон. Сфере.
- 60. Функции гос. Органов рб в системе обеспечения безопасности.