20. Фирма в условиях совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:
1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).
В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки любимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
Смешно полагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является ценополучателем (price-taker).
Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента - сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.
И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предложения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убедимся позже, играет в функционировании рынка совершенной конкуренции большую роль.
3. Отсутствие барьеров. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что - увы! - можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель - заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.
Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам.
Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
4. Совершенная информация. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна абсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.
- 1. Предмет, цели и задачи экономической теории
- 2. Методы экономической науки.
- 3. Проблема экономического выбора.
- 4. Экономическая система общества. Типы экономических систем.
- 5. Понятие и общая характеристика рынка. Рыночный спрос.
- 6. Рыночное предложение и его роль в механизме рынка.
- 7. Рыночная цена и равновесие рынка.
- 8. Понятие денежного рынка. Спрос на деньги.
- 9. Предложение денег и банковская система.
- 10. Равновесие на денежном рынке.
- Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
- 11. Капитал как экономический ресурс. Определение стоимости капитальных активов.
- Модель оценки капитальных активов
- 12. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа.
- Модели рынка
- Классификация по характеру движения ценных бумаг
- 13. Специфика рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс реальной заработной платы.
- 14. Профессиональные рынки труда и уровень заработной платы. Влияние профсоюзов на уровень заработной платы и занятость.
- 15. Занятость населения и проблема безработицы.
- 16. Издержки производства и фирмы и их классификация.
- 17. Доход фирмы. Определение оптимального объема производства.
- 18. Прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 19. Конкуренция и ее виды.
- 20. Фирма в условиях совершенной конкуренции.
- 21. Фирма в условиях монополистической конкуренции.
- 23. Чистая монополия и проблема монополизма.
- Виды монополий
- 24. Понятие макроэкономического анализа. Валовой внутренний продукт и его измерение. Анализ
- Ввп по доходам
- 25. Общее понятие макроэкономического равновесия. Модель is - lm.
- 26. Циклические колебания экономической активности, их причины и виды.
- Виды экономических циклов
- 27. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.
- 28. Функции государства в рыночной экономике.
- 29. Государственный бюджет и его структура. Проблема бюджетного дефицита. Налоговая система и налоговая политика государства.
- 2. Налоговая система и налоговая политика государства
- Виды монетарных политик
- Методы денежно-кредитной политики
- 31. Инфляция, ее причины и последствия. Методы антиинфляционной политики.
- 32. Мировая экономика и международное разделение труда. Проблемы развития мировой торговли.
- 33. Валютный курс и валютная система. Плавающие и фиксированные курсы валют.
- 34. Мировая валютная система и ее эволюция. Специфика современного мирового валютного рынка.