2.1 Современные методы и инструменты розничного кредитования
Практическая деятельность банков по обеспечению возвратности кредитов связана с использованием различных приемов, таких как, например, дифференцированный подход к процессу кредитования, что подразумевает следующее: коммерческие банки не обязаны только однозначно положительно подходить к вопросам выдачи кредита всем категориям потребителей подряд на одинаковых условиях. Кредит может предоставляться только тем лицам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Выяснение этого обстоятельства возможно осуществить с помощью всестороннего рассмотрения показателей кредитоспособности потребителя. При анализе возможностей учитываются все параметры и особенности: финансовое состояние, обеспеченность объекта собственными источниками, уровень его рентабельности на текущий момент и в долгосрочной перспективе, деловая репутация, кредитная история, конъюнктура рынка, ликвидность предлагаемого обеспечения и т. п. Только изучив характеристики клиента максимально подробно и убедившись в том, что испрашиваемый кредит будет возвращен в срок и с необходимыми процентами, банк может принять положительное решение о предоставлении кредита заемщику.
Понятие кредитоспособности заемщика коммерческого банка играет центральную роль в кредитных отношениях и является характерным для рыночной экономики.
Оценка кредитоспособности заемщика – это оценивание банком возможности и необходимости предоставления кредитов заемщику, оценка вероятности и своевременного их возврата в соответствии с кредитным договором.
На сегодняшний день коммерческими банками разрабатываются и используются свои собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков.
Оценка кредитоспособности заемщика проводится в кредитном отделе банка, основываясь на информацию о возможности у заемщика в получении дохода, необходимого для своевременного погашения кредита, о наличии имущества у заемщика, при необходимости которое может выступать обеспечением кредита.
Существует много форм кредитов, предоставляемых населению, каждый из них имеет свою специфику. Но всех их объединяет социальная ориентация. Они связаны с инвестированием в человека.
Главным условием предоставления кредита выступает высокий уровень вероятности его погашения, включая проценты по нему. Не предусматривается предоставление банком клиенту займа, не имеющему достаточных источников обеспечения задолженности. Обеспечение является необходимым гарантом, в случае, если клиент становится не платежеспособным перед банком. Получение обеспечения - не является целью кредитования. Для проверки способности клиента своевременно погасить обязательство перед банком, сотруднику банка следует: высчитать сумму платежа, куда входят проценты и заручиться подтверждением того, что основание для погашения займа является достаточным.
Обеспеченность кредита представляет собой важнейший инструмент достижения возвратности. Банк предоставляет ссуду клиенту для проведения коммерческой операции, которая сулит заемщику выручку, обеспечивающую в перспективе планируемую вы- плату кредита с уплатой по нему процентов. Но существуют определенные риски при проведении любых видов и форм операций, поэтому банк должен быть абсолютно уверен, что не пострадает при наихудшем сценарии развития событий. Заемщик должен как можно более однозначно постараться предоставить банку гарантии обеспечения банковских интересов. Роль обеспечения кредита могут играть денежные средства, ценные бумаги, запасы товаров, гарантии третьих лиц, страхование займов.
Достаточно стремительная динамика в сторону роста в сфере кредитования физических лиц также приводит к увеличению проявления соответствующих и сопутствующих рисков. Многие банки увлекаются развитием процесса кредитования, пытаются сократить сроки рассмотрения заявки на кредит, а также уменьшить ставки, вследствие чего незаметно для себя создают риски, которые губительно сказываются на их деятельности. Анализ данного процесса позволяет сделать вывод, что достаточно высокую актуальность рисков для банковского сектора кредитования имеют следующие виды рисков:
- риск ликвидности;
- риск кризиса доверия;
- риск ожесточения конкуренции;
- рисковое поведение банка.
Таким образом, управляя данным процессом, необходимо обращать внимание на основные проблемы повышения рисков операций, осуществляемых на российском рынке кредитования физических лиц. Можно выделить пять ключевых моментов:
1) переход к реализации стратегии независимого рыночного развития. Данный аспект связан с повышением рисков: ростом неработающих ссуд, увеличением доли несвязанных клиентов, низким уровнем развития как судебных, так и исполнительных систем;
2) рост просроченной задолженности. С возникновением данного риска ухудшается уровень качества кредитного портфеля банка;
3) высокая концентрация участников на рынке кредитования. Этот показатель свидетельствует о концентрации рисков для данного рынка, на котором функционирует ограниченное число кредитных организаций;
4) рост объемов кредитования приходится на высокорискованные операции, вследствие чего банковская система приблизится к минимальным пределам роста и уровню достаточности капитала, который определяется Банком России;
5) диверсификация кредитного портфеля. По данным Банка России, обязательный норматив (Н7) – отношение совокупной величины кредитных рисков к капиталу – постоянно растет. В соответствии с этим кредитным организациям следует развивать наиболее востребованные продукты кредитования.
В результате наполнения своих кредитных портфелей целым ассортиментом розничных продуктов банки укрепят свои позиции на действующем рынке. Осуществляя данный процесс, банки получат определенное конкурентное преимущество, развивая такие направления потребительского кредитования, как кредитование с помощью кредитных карт, ипотечное кредитование и автокредитование. Это связано с тем, что именно данные виды продуктов на российском рынке направлены на поддержание конкурентного преимущества в долгосрочном периоде. Исследования показывают, что на большинстве промышленных предприятий отсутствуют какие-либо систематизированные и упорядоченные маркетинговые процедуры по выбору и постановке на производстве новой продукции, поэтому большая часть осваиваемых продуктов не достигает предполагаемого объема сбыта.
Процесс кредитования физических лиц выступает одним из основных источников дохода для банков, но он сопровождается высокой степенью риска, поэтому, прежде чем выдать кредит заемщику, банк должен оценивать уровень его кредитоспособности. Оценка кредитоспособности является неотъемлемой частью процесса кредитования, а анализ данного сегмента позволяет банку уберечь себя от банкротства.
Кредитоспособность – это способность заемщика выплатить вовремя взятый им кредит. В связи с прогрессивным ростом в сфере кредитования физических лиц за последнее десятилетие оценка уровня кредитоспособности потенциального заемщика становится все более актуальным и неотъемлемым этапом процесса выдачи кредита клиенту, а правильная оценка ведет и к снижению степени рисков банка. При "оценке кредитоспособности" принимаются во внимание кредитная история и репутация заемщика, наличие и состав его имущества.
Управление кредитными рисками предполагает систематический анализ кредитного портфеля и работу с проблемными кредитами.
Система анализа кредитного портфеля для эффективного осуществления аналитического процесса должна включать следующие элементы:
- оценка качества всех видов кредитов, составляющих кредитный портфель;
- определение структуры портфеля на основе качества входящих в него кредитов и оценка такой структуры путем изучения ее динамики;
- определение достаточной величины необходимых резервов для покрытия убытков, возникающих по ссудам, с помощью структуры кредитного портфеля.
Организация процесса управления кредитным портфелем включает в себя комплекс работ по дифференциации и классификации ссуд по группам риска.
Структурный анализ кредитного портфеля подразумевает следующие процедуры: анализ структуры кредитного портфеля в разрезе групп риска, изучение динамики каждой группы кредитов, структурирование кредитного портфеля с помощью набора показателей:
- вид ссуды;
- вид кредитной линии, лимита, формы ссудного счета и других кредитных инструментов;
- валюта кредита;
- географический признак;
- отраслевая принадлежность заемщика;
- кредитоспособность заемщика.
Можно выделить с учетом существующих проблем оценки кредитоспособности физических лиц три актуальных метода оценки:
1) скоринговая оценка;
2) андеррайтинг;
3) оценка финансового положения клиента.
Банками используются различные методы оценки кредитоспособности заемщиков, но все они так или иначе содержат определенную систему коэффициентов, включающую в большинстве случаев такие как коэффициент абсолютной ликвидности; промежуточный коэффициент покрытия; коэффициент покрытия; коэффициент финансовой независимости.
Опыт мировой практики банковской деятельности позволяет сделать вывод о применении различных систем оценки качества кредитов, например номерной системы, представляющей собой рейтинг по шкале от 0 до 6. Классификация по номерной системе проводится следующим образом:
0 – неклассифицированные ссуды: оценка кредита не завершена либо требуется переоценка уровня качества ссуды;
1 – кредиты высокого качества (класса "прайм") – первоклассный заемщик по уровню кредитоспособности, с полным погашением долга в срок в прошлой деятельности, мощный денежный поток, первоклассный залог, привлекательные с точки зрения банка характеристики займа, т. е. такие параметры, как цель, срок и порядок по- гашения ссуды;
2 – кредиты высокого качества: хороший уровень кредитоспособности, как правило, не ниже второго класса, достаточный уровень притока средств для погашения ссуды, хорошая кредитная предыстория, солидный залог, привлекательные с точки зрения банка характеристики займа;
3 – удовлетворительный: приемлемое финансовое положение клиента (не менее третьего класса), хорошее погашение долга в прошлом, возможна редкая непродолжительная просрочка банку, достаточный залог, следующие характеристики займа: револьверный кредит, у которого отсутствует график погашения по частям или весь долг погашается сразу, или возобновляемый кредит– такой кредит в оборотные средства, который предоставляется в пределах кредитной линии по мере потребности в ссуде, по мере сокращения долга и высвобождения кредитной линии выдача возобновляется;
4 – предельный: неустойчивая кредитоспособность клиента в прошлые периоды кредитной истории, недостаточный залог, ссуда выдана под гарантию, необходим постоянный контроль заемщика;
5 – качество кредита хуже предельного: возвращение ссуды представляется со- мнительным, требуется дополнительное соглашение о порядке погашения долга;
6 – потери: основной долг и проценты не погашаются.
Некоторыми отечественными и зарубежными банками используется балльная система оценки качества кредитного портфеля. На основе баллов проводится следующий рейтинг качества кредитов:
- наилучшие: 163–140;
- высокого качества: 139–118;
- удовлетворительные: 117–85;
- предельные: 84–65;
- хуже предельного: 64 и ниже [23].
Система балльной оценки позволяет определять структуры кредитного портфеля за отчетный период, сравнивать ее с предыдущими периодами и на основе этого выявлять положительный или отрицательный тренд. Положительный тренд при этом заключается в росте удельного веса наилучших кредитов и кредитов высокого качества. Отрицательный тренд характеризуется ростом доли кредитов предельного уровня и хуже предельного.
Существует и обратная сторона процесса кредитования физических лиц. В последнее время многие эксперты и специалисты в финансовой сфере подчеркивают факт увеличения серьезности роста долговой нагрузки на заемщиков, т. е. физических лиц. Обращаем внимание на то, что данная особенность может привести к ряду негативных последствий и в экономическом, и в социальном аспектах. Первостепенной причиной здесь выступает недостаток четкости законодательного регулирования данных отношений между банками и заемщиками.
- Содержание
- Введение
- 1 Теоретические и нормативные основы розничного кредита в коммерческих банках России
- 1.1 Понятие, особенности розничного кредитования и история его формирования
- 1.2 Специфика розничного кредитования и его виды
- 1.3 Нормативно-правовая база и регулирование розничного кредитования
- 1.4 Роль розничного кредитования в деятельности коммерческих банков России
- 2 Организация розничного кредитования в коммерческих банках России
- 2.1 Современные методы и инструменты розничного кредитования
- 2.2 Порядок организации розничного кредитования в российских коммерческих банках
- 2.3 Факторы, влияющие на развитие банковского розничного кредитования в России
- 3 Анализ розничного кредитования в российских коммерческих банках
- 3.1 Анализ розничного кредитования в России крупнейших розничных коммерческих банков-лидеров
- 3.2 Анализ деятельности пао "росбанк" по видам розничного кредитования
- 3.3 Основные проблемы и перспективы розничного кредитования в коммерческих банках России
- Заключение
- Литература
- Приложение а (справочное)