logo
Анализ качества и конкурентоспособности услуг на примере ООО "КЕНГУ.RU" (интернет-агентство)

6.1 Описание конкурентной среды по рынку разработки сайтов в Санкт-Петербурге

На данный момент на рынке разработки сайтов в Петербурге активно работают до 130 компаний. Рынок начал формироваться 7-8 лет назад, когда на нем появились первые серьезные игроки. Многие из них существуют на рынке и по сей день и с тем или иным успехом входят в число лидеров Петербурга. Часть из давно образованных фирм объединилась. В течение 2001-2002 гг. на рынке появился ряд новых довольно сильных компаний. На сегодняшний день на рынке можно выделить порядка 20 ведущих фирм (из них порядка 10 являются действительно лидерами, и их мы рассмотрим подробнее позднее), назовем их фирмами категории «А». Во втором «эшелоне» (присвоим этим компаниям категорию «Б») находятся порядка 30-40 компаний, которые можно условно разделить на три категории:

1) небольшие компании, являющиеся частью какой-либо более крупной организации, для которой web-дизайн не является профильной деятельностью Примером такой структуры может служить отдел разработок сайтов компании WebPlus.;

2) компании, для которых разработка сайтов является лишь частью бизнеса, часто такие фирмы активно работают на рынке рекламы или полиграфического дизайна;

3) компании достаточно давно и активно работающие на рынке, но в силу ряда объективных причин пока отстающие от лидеров.

Оставшуюся часть рынка в основном составляют небольшие студенческие команды, часто не имеющие юридического адреса и офиса, что позволяет им, имея низкие операционные затраты, серьезно демпинговать. В данной группе активно идет процесс ухода с рынка наиболее слабых игроков и появление новых небольших компаний. Отнесем их к группе «В».

За несколько лет стабильной работы на рынке 10-12 компаний-лидеров выполнили достаточно много проектов (в среднем, более 50-ти выполненных проектов) и приобрели достаточную известность. Безусловно, в портфолио каждой фирмы найдется достаточно хороших и ярких работ. Более того, у каждой из этих компаний появилось несколько крупных постоянных клиентов (в области разработки сайтов нередко предполагается длительное сотрудничество между клиентом и фирмой-исполнителем, т.к. разработанный ресурс часто необходимо квалифицированно поддерживать и развивать). Поэтому при оценке многих фирм-лидеров часть из этих критериев теряют объективность, т.к. многие фирмы более-менее подравнялись по следующим показателям:

· штат фирмы (95% фирм-лидеров имеют 10-15 человек постоянного штата и привлекают по необходимости для выполнения определенных видов работ сторонних специалистов, т.н. «фрилансеров»);

также известно, что для данной отрасли характерна достаточно высокая текучесть кадров, в силу чего качество работ (в особенности в области дизайна) отдельно взятой компании может серьезно отличаться год от года; в этой связи для оценки состояния фирмы на текущий момент стоит смотреть лишь качество ее последних, а не всех работ.

Кроме того, у ряда фирм имеется некоторая «специализация», в том смысле, что на данный момент они выполнили большее число хороших проектов определенного типа. Сразу оговоримся, что это не значит, что остальные участники рынка не смогут выполнить проект какого-либо типа. Просто на данный момент у одних компаний есть удачные примеры решения данной задачи, а у других их нет.