6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
Структура рыночной экономики. Рыночная инфраструктура.
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной собственности. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между товаропроизводителями обмен результатами хозяйственной деятельности.
Первоначально рынок рассматривался как место торговли. Такое понимание рынка возникло примерно 7-8 тыс. лет назад. Но и сегодня рынок, и базар часто используют как синонимы. Поэтому, в узком смысле слова рынок – это обмен, организованный по законах товарного производства.
Рынок предполагает не просто обмен, а регулярный обмен. Становление рынка означает, что товарно-денежные отношения приобрели стабильный характер. Субъектами обмена являются продавцы и покупатели. Можно сказать, что рынок – это механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. Для рынка необходимо наличие множества продавцов и покупателей. Это позволяет колебаться спросу, предложению и ценам – ориентирам производства и обмена.
Рынок, однажды возникнув, начинает формировать рыночную систему. Рыночная система представляет собой совокупность продавцов, покупателей и институтов рынка. Институты рынка – это правила поведения, которыми руководствуются люди. Наиболее важные институты – это собственность и право. Человек должен быть свободен экономически, чтобы принимать решения и нести за них ответственность, и такую свободу даёт частная собственность. Но чтобы предупредить столкновения между собственниками, необходимо право, т.е. правила поведения.
Таким образом, условиями возникновения рынка являются:
- общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;
- множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обуславливающих колебание спроса, предложения, цен;
- регулярность обмена;
В современных условиях происходит дальнейшее углубление разделения труда и специализации производства, усиление процессов в кооперации производства, возрастание количества и ассортимента товаров и услуг. Это означает, что современное товарное производство носит очень сложный характер: все производители взаимосвязаны между собой общественным разделением труда, а результаты труда каждого товаропроизводителя зависят от развития экономики страны в целом.
Более полно суть рынка раскрывается через его функции:
информационная т.е. рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, необходимых всем субъектам рынка. Вся эта информация воплощена, прежде всего, в ценах. Цены дают огромную, мгновенную информацию о наличии товаров и издержках на их производство, о положении экономики страны и т.п.
координации экономических связей - означает, что благодаря ценам происходит координация производства в масштабах общества: выпуск одних товаров прекращается, а других интенсивно наращивается.
стимулирующая, т.е. рынок побуждает товаропроизводителей создавать товары с наименьшими издержками.
санирующая, т.е. рыночная экономика автоматически лишается неэффективных убыточных хозяйств.
Структура рынка есть внутреннее строение или расположение его отдельных элементов.
Структура рынка может определяться с использованием разных критериев. Так, выделяются:
1. по территориальному признаку: местный, национальный, региональный, мировой рынок;
2. по степени развитости конкуренции: свободный рынок, монополизированный и т.д.
3. по степени соответствия законодательству: легальный и нелегальный;
4. по формам торговли: оптовый, розничный
5. по признаку насыщения сферы обмена товарами: равновесный, дефицитный или избыточный;
6. по признаку выделения того или иного субъекта и объекта рынка: рынок продавца и покупателя, рынок факторов производства и потребительских товаров
7. по степени зрелости: неразвитый, развитый, деформированный;
Нормальное функционирование рынка обеспечивается его инфраструктурой – совокупности институтов рынка (специализированных предприятий, организаций), которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Существует множество институтов рыночной инфраструктуры. В зависимости от широты толкования данного понятия к инфраструктуре можно отнести даже все магазины, дороги между местами проживания потребителей и местами расположения фирм и т.д. Однако ведущими институтами рыночной инфраструктуры являются:
товарная биржа – это учреждение, которое проводит крупные оптовые сделки по продаже товаров по образцам;
фондовая биржа – это учреждение, которое создаётся для купли и продажи ценных бумаг;
биржа труда – специальная организация, которая занимается трудоустройством свободной рабочей силы. Биржи труда могут выступать под разными названиями: центр занятости населения, служба занятости, центр переподготовки кадров и т.д.
страховая компания – финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке ( по страхованию, нейтрализации рисков).
банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, осуществляющую финансовые операции в стране. Она включает центральный банк страны, коммерческие банки и небанковские организации (финансовые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные фонды и др.).
- 1. Цели и задачи учебной дисциплины.
- 2. Зарождение и эволюция экономической мысли. Современные направления развития экономической теории.
- 3. Предмет экономической теории, её функции. Структура курса экономической теории.
- 4. Методы экономической науки.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- 1. Понятие экономической системы общества.
- 2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- 3. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика.
- 4. Собственность в экономической системе. Типы и формы собственности.
- 5. Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
- 6. Понятие рынка. Условия возникновения и причины существования рынка. Функции рынка.
- 7. Рынок и конкуренция.
- 8. Преимущество и несовершенство (фиаско) рынка. Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма.
- 9. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели.
- Тема 2. Основы теории микроэкономики.
- 2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
- 3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.
- Эластичность спроса и предложения.
- 5. Понятие производства. Факторы производства.
- 6. Понятие и классификация издержек.
- 7. Издержки производства в краткосрочном периоде, их динамика.
- Доход и прибыль фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Задание 3. Определите факторы, которые определяют спрос на компьютеры.
- Задание 6. Определите факторы, которые определяют спрос на пиво.
- Задание 9. Определите факторы, которые определяют спрос на картофель.
- Задание 12. Определите факторы, которые влияют на предложение картофеля.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- 2. Кругооборот доходов и расходов в национальной экономике.
- 3. Основные макроэкономические показатели.
- 5. Понятие совокупного спроса и его факторы.
- 6. Понятие совокупного предложения и его факторы.
- 7. Макроэкономическое равновесие.
- Тема 4. Бюджетно-налоговая политика.
- Роль государства в рыночной экономике.
- 2. Защита конкуренции.
- 5. Регулирование случаев ассиметричной информации.
- 8. Обеспечение денежного обращения.
- 2. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов в Республике Беларусь.
- 4. Бюджетный дефицит и государственный долг. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.
- 5. Сущность и задачи фискальной политики, её виды.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.
- 2. Банки и их виды, основные операции банков.
- 3. Создание коммерческими банками дополнительных денег. Денежный мультипликатор.
- Функции и роль кредита в рыночной экономике.
- 5. Монетарная политика государства.
- 6. Инфляция. Сущность, причины, виды инфляции. Измерение инфляции. Индекс цен.
- 7. Типы инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек). Социально- экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 8. Занятость и безработица. Типы безработицы.
- 9. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- 3. Проблема неравенства в распределении доходов.
- 4.Система и механизмы социальной защиты населения. Обеспечение социальной справедливости.
- Тема 1. Экономическая система общества и рынок.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 7.
- Задача 11.
- Задача 12.
- Тема 3. Национальная экономика и общее макроэкономическое равновесие.
- Тема 5. Денежно-кредитная политика. Макроэкономическая нестабильность.