logo
Основы эк

3. Взаимодействие элементов рыночного механизма: рыночное равновесие. Равновесная цена. Товарный дефицит и товарные излишки.

На рынке желания и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Стремясь купить товар подешевле покупатели товаров предлагают за них цены, равные так называемым ценам спроса.

Цена спроса – это максимальная цена, за которую покупатели ещё согласны взять товар.

Экономический интерес производителя (продавца) состоит в том, чтобы продать подороже, но они понимают, что у покупателей другие желания. Продавцы предлагают цены предложения.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой производители ещё готовы продать свои товары.

Когда интерес производителей и потребителей совпадает, получается рыночное равновесие. Оно предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, полностью совпадает с количеством товара, которое продавцы могут предложить по этой цене.

При совпадении интересов производителей и потребителей рыночная цена становится ценой равновесия.

Равновесная цена – это цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны.

На графике равновесная цена находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Пока спрос и предложение остаются неизменными равновесная цена будет постоянной. Если же сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то действие рыночных механизмов возвратят её в положение равновесия.

Например, если цена окажется выше равновесной (Р1), то образуется избыток товаров (4-2) и продавцам не удастся продать свою продукцию. Производитель, обнаружив нераспроданную продукцию, начнёт снижать цену до тех пор, пока объём спроса не станет равен объёму предложения.

Если цена окажется ниже равновесной (Р2), то образуется дефицит товаров (3 - 1), и производители начнут повышать цены до равновесного уровня.

Установлению равновесных цен могут помешать два обстоятельства:

  1. монополизм продавца или покупателя.

  2. административное регулирование цен.

Равновесная цена испытывает на себе влияние спроса и предложения. Здесь могут быть различные варианты.

  1. Существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены и равновесного количества.

  2. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукции. Уменьшение предложения – наоборот.

  3. Сложные случаи, когда меняется и спрос и предложение одновременно. Здесь всё зависит от степени воздействия неценовых факторов спроса и предложения.