logo
Основы эк

2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Второй, помимо спроса, рыночной силой, определяющей цену товара, является предложение.

Предложение – это желание и возможность продавца продать свой товар.

Величина (объём) предложения – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определённой цене в течении определённого периода времени.

Зависимость между объёмом предложения и ценой товара выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше величина предложения, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.

Эту зависимость можно показать графически.

График функции предложения не обязательно прямая линия, он может иметь любую форму. Кривая предложения имеет положительный наклон.

Наиболее простое объяснение закона предложения заключается в следующем: при росте цены товара у производителя увеличиваются стимулы к его продаже, так как увеличиваются доходы от реализации продукции. Но производство большего количества товара связано с дополнительными издержками и возможно только при увеличении цены товара. Кроме того, повышение цен на продукцию может привлечь в отрасль новых производителей, что увеличит предложение.

Различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение – это предложение товаров отдельным продавцом на рынке.

Рыночное предложение – это предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

Величина предложения может изменятся под влиянием неценовых факторов:

  1. Цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы увеличивает величину издержек. Производители станут сокращать ставшее дорогим производство продукции.

  2. Технология производства. Внедрение новых технологий создает предпосылки для снижения издержек производства, приводит к расширению предложения товаров на рынке.

  3. Налоги и субсидии. Рост налогов делает производство товаров менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товаров. Субсидии, напротив, увеличивают их предложение.

  4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может изменить предложение данного товара. Например, повышение цен на картошку может уменьшить предложение пшеницы, поскольку часть посевных площадей, на которых ранее возделывалась пшеница, будет засеяна картошкой.

  5. Ожидание изменения цен.

  6. Число продавцов.

Как и в случае со спросом, необходимо различать изменения объёма предложения и изменение предложения.

Причиной изменения величины предложения является изменение цены. В этом случае происходит перемещение из одной точки в другую на постоянной кривой предложения.

Причиной изменения предложения являются неценовые факторы предложения, и линия предложения на графике сдвигается. Если предложение увеличивается, то кривая предложения смещается вправо, если уменьшается – влево.