2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский сектор. В настоящем разделе темы 2 основное внимание уделяется предпринимательскому сектору и действующим в нем предприятиям. Для простоты изложения экономической теории в рамках начального курса экономики мы используем понятие предприятие и фирма как синонимы. Напомним,что предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Фирма выступает как определенная совокупность материальных и нематериальных ресурсов, например завод, шахта, магазин, парикмахерская, банк, которая выполняет функции по производству товаров и услуг. С другой стороны, фирма - это организационно-правовая структура, владеющая этими производственными ресурсами и управляющая ими. В рыночной экономике действует великое множество разнообразных предприятий, в частности в американской экономике насчитывается около 20 млн. фирм., а в российской - около 3 млн. Все это многообразие предприятий можно объединить в несколько групп. Группировка производится по различным признакам, в том числе по формам собственности, размерам фирмы, отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме, то есть по правовому статусу.
По формам собственностипредприятия подразделяются следующим образом:
смешанные,
совместные,
общественные организации,
государственные,
частные,
кооперативные,
Смешанные предприятия- это предприятия, часть капитала которых принадлежит частным лицам, а часть принадлежит государству. По принятой терминологиисовместные предприятия- это предприятия с участием иностранного и национального капитала. В российской экономике в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 11,2% составляли государственные и муниципальные предприятия, 74,4% б - это частные предприятия, 6,9% - предприятия, принадлежащиеобщественным организациям, 7,5% - это предприятия смешанной формы собственности и совместные предприятия, в том числе и принадлежащие иностранцам. На государственных и муниципальных предприятиях работало 38,8% всех занятых в экономике, на частных предприятиях было занято 44,3% служащих, на предприятиях общественных организаций - 0,8%, на смешанных предприятиях - 14,9% всех занятых в экономике (см. рис. 2.11). Кроме частных, государственных, смешанных и совместных предприятий, в рыночной экономике действуют также кооперативные предприятия и предприятия общественных организаций.Кооперативы- добровольные объединения людей на основе членства для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Существуют производственные кооперативы, кооперативы, предоставляющие услуги своим членам, потребительские кооперативы. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ, устав, утверждается на общем собрании кооператива. Имущество кооператива делится на паи в соответствии с уставом. Каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений. Потребительский кооператив является некоммерческой организацией. К некоммерческим (бесприбыльным) организациям относятся также общественные организации и различные фонды. Общественные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Для достижения своих целей общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Участники этих организаций не отвечают по их обязательствам и не сохраняют прав на переданное им имущество. В России из общего числа предприятий 213 тыс. - это предприятия общественных организаций, доля которых составляет 6,9 % от общего числа предприятий.
Рис. 2.11
В зависимости от размера выделяют малые, средние и крупные предприятия, причем в качестве критерия можно брать такие показатели, как объем продаж, численность занятых, размеры капитала. В разных странах по-разному определяют, что значит малое или крупное предприятие. Например, в России в сфере промышленности малымсчитается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек. По отраслевой принадлежности можно выделять промышленные, сельскохозяйственные, торговые, банковские предприятия и т.д. Например, в России в 2000 г. из 3106 тыс. предприятий 372 тыс. были промышленные предприятия (12% от общего числа предприятий), 342 тыс. - сельскохозяйственные (10,5%), 309 тыс. предприятий действовало в строительстве (10%), 1033 тыс. - в торговле и общественном питании (33%), 87 тыс. - на транспорте и в телекоммуникациях (3%), 54 тыс. - в сфере финансов и кредита (1,7% от общего числа предприятий) (см. рис. 2.12).
Рис. 2.12
По организационно-правовой формепредприятия различаются как:
индивидуальные частные предприятия,
партнерства (товарищества),
корпорации.
Индивидуальное частное предприятие- это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).
Достоинствамитакого предприятия являются:
простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
свобода действий, сам себе хозяин;
сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.
Партнерство (товарищество)- это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.
У партнерств есть несколько преимуществ:
их так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
используется специализация в управлении;
расширяются финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются возможности получения кредита.
Партнерство как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
разделение функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям между партнерами;
финансовые ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности индивидуальной частной фирмы;
продолжительность деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
неограниченная ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство, ограничивает новаторство.
Большинство недостатков индивидуального частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация(акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие) свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать собственником корпорации.
Пример американской экономики, одной из наиболее развитых рыночных экономик начала ХХI столетия, показывает, что индивидуальные частные предприятия составляют абсолютное большинство действующих предприятий (73,1%), но их доля в общем объеме продаж составляет всего лишь 5,2% от общего объема продаж. С другой стороны, число корпораций значительно меньше, всего 19,9% от общего числа предприятий, но их доля в общем объеме продаж составляет 89,4%. Кроме того, корпорации получают львиную долю прибыли, которая составляет 72,1% всей прибыли в американской экономике. Среди предприятий меньше всего партнерств (см. рис. 2.13). Примерно такое же распределение предприятий по организационно-правовым формам и в российской экономике. Об этом можно судить по следующим данным. В 2000 г. в России действовало 2312 тыс. предприятий частной формы собственности. Из них 75,1% составляли индивидуальные частные предприятия и товарищества, а 24,9% были акционерные общества (юридические лица).
Преимущества корпорации определяют ведущую роль этой формы предприятий в рыночной экономике:
в значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи, где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным банковский кредит;
это предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации (держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции. В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
привлекая денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать масштабы производства, использовать современную технологию;
имеются также большие возможности использования специализации в производстве и управлении предприятием;
корпорация более стабильна, что открывает возможности для перспективного планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
Преимущества корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки:
достаточно сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица;
в этой организационно-правовой форме заложены возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции;
двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
в корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.
Корпорация формируется на основе устава, официального документа, утвержденного государственными органами. В уставе определяется величина уставного капитала и первоначальное количество акций, которые продаются акционерам. Полученные после продажи акций средства используются для организации производственной деятельности. Если корпорация получает прибыль, то часть прибыли может быть выплачена акционерам в качестве дивидендов. Теоретически все акционеры могут участвовать в выборах совета директоров и управляющих. Но практически этого не происходит. Современные крупные корпорации имеют десятки тысяч держателей акций, которые не участвуют в собраниях акционеров и выборах руководящих органов корпорации. Типичная структура корпорации представлена на рис. 2.14, где выделены важнейшие подразделения корпорации (отдел продаж, производственный отдел, финансовый отдел) и общая структура управления корпорацией (собрание акционеров, совет директоров, президент, вице-президенты).
Рис. 2.14
Все предприятия, действующие в рыночной экономике, являются экономическими агентами, или субъектами рыночной экономики. Они самостоятельно принимают решения о производстве и сбыте продукции. При этом они ориентируются на цены и спрос со стороны потребителей, соизмеряют свои затраты на ресурсы с ценами на продукцию. Принимая решения о производстве того или иного товара, предприятия учитывают общую экономическую ситуацию в национальной и мировой экономике. Все перечисленные выше аспекты поведения экономических агентов рассматриваются в различных разделах настоящего учебника. Поведение потребителей, теория спроса излагаются в темах 3-4; поведение производителей, теория предложения рассматриваются в темах 3, 5; анализ рынков ресурсов дается в теме 6; макроэкономическая ситуация и роль государства характеризуются в темах 7-11; внешнеэкономические аспекты рассматриваются в темах 12-13.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
- Экономика
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблемы эффективности
- 1.4. Метод экономической теории
- 1.5. Из истории развития экономической теории
- Важнейшие термины и понятия
- 1.1. Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики)
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблема эффективности
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Важнейшие термины и понятия
- 2.1. Различные экономические системы
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Микроэкономика тема 3. Спрос, предложение и цена
- 3.1. Спрос и его факторы
- Эластичность спроса
- 3.2. Предложение и его факторы
- 3.3. Цена и ценообразование
- 3.4 Конкуренция и модели рынка
- 3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования
- Важнейшие термины и понятия
- 3.1. Спрос и его факторы
- 3.2. Предложение и его факторы
- Тема 4. Поведение потребителей. Потребительский выбор
- 4.1. Простейшая модель поведения потребителей
- 4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
- 4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- Сущность и структура бухгалтерских издержек
- Альтернативные издержки
- Постоянные и переменные издержки
- Износ и амортизация
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- Объем производства в условиях совершенной конкуренции
- Предприятия в условиях несовершенной конкуренции
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Положительный эффект масштаба (объема производства)
- Отрицательный эффект масштаба
- Важнейшие термины и понятия
- 5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Вопросы для повторения и задания
- Литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Рынок ресурсов и распределение доходов
- 6.1. Особенности спроса на ресурсы
- 6.2. Рынок труда и заработная плата
- Рынок труда
- Заработная плата и ее формы
- 6.3. Капитал как фактор производства. Ссудный процент
- Капитал предприятия и его структура
- Инвестиции. Ссудный процент
- 6.4. Земля как фактор производства. Земельная рента
- Земля как фактор производства
- Природные ресурсы и экономика России
- Земельная рента. Цена земли
- 6.5. Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема неравенства
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Макроэкономика тема 7. Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
- 7.2. Валовой внутренний продукт
- 7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
- 7.4. Уровень цен и его измерение
- 7.5. Совокупный спрос
- 7.6. Совокупное предложение
- 7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 8. Формирование уровня национального производства
- 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства
- 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
- Потребительский спрос
- Инвестиционный спрос
- Совокупный спрос
- 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Равновесный объем производства
- Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и внп
- 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика
- 10.1. Сущность и функции денег
- 10.2. Количество денег, необходимое для обращения
- 10.3. Виды денег и показатели денежной массы
- 10.4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор
- 10.5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
- 10.6. Денежно-кредитная политика
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике
- 11.1. Безработица и политика занятости
- 11.2. Инфляция и антиинфляционная политика
- 11.3. Экономический цикл и политика стабилизации
- 11.4. Экономический рост
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Международная экономика тема 12. Мировое хозяйство и международная торговля
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство
- Группы стран в мировом хозяйстве
- Формы и участники международных экономических отношений
- 12.2. Теории международной торговли
- Меркантилизм
- Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ
- Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- Теория соотношения факторов производства
- Парадокс Леонтьева
- Теория жизненного цикла подукта
- 12.3. Международная торговля
- Понятие и состав международной торговли
- Динамика и объем международной торговли
- Товарная структура международной торговли
- Внешняя торговля России
- 12.4. Международная торговля услугами
- Классификация торгуемых услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Цели и направления внешнеторговой политики
- Средства осуществления государственной внешнеторговой политики
- Классификация таможенных пошлин
- Международные организации
- Важнейшие термины и понятия
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 12.2. Теории международной торговли
- 12.3. Международная торговля
- 12.4. Международный рынок услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Международная миграция ресурсов
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Проблемы вывоза капитала в классических и кейнсианских теориях
- Теории международного финансирования развития
- Концепции помощи развитию
- Теории партнерства
- Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны
- 13.3. Динамика и направления международной миграции капиталов
- Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
- 13.4. Инвестиционная политика принимающих стран. Проблема внешней задолженности
- Мероприятия на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике
- Проблема внешней задолженности
- 13.5. Международная трудовая миграция и передача технологии
- Международная миграция рабочей силы
- Понятие и виды технологий
- Коммерческая и некоммерческая передача технологий
- Тнк на международном рынке технологий
- Научно-техническое сотрудничество России с зарубежными партнерами
- Важнейшие термины и понятия
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Международные финансы и экономическая интеграция
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- Валюты, их виды, конвертируемость валют
- Валютный курс
- Валютный рынок
- 14.2 Платежный баланс
- Понятие и структура платежного баланса
- Особенности платежных балансов
- 14.3. Международная валютная система
- Золотой стандарт
- Бреттон-вудская валютная система
- Ямайская валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Формы, цели, предпосылки интеграции
- Западноевропейская интеграция
- Единая аграрная политика ес
- Социальные и региональные проблемы ес
- Особенности региональной интеграции развивающихся стран
- Интеграция стран с переходной экономикой
- Важнейшие термины и понятия
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- 14.2. Платежный баланс
- 14.3. Международная валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Особенности переходной экономики
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- Идеал и реальность: научный социализм и централизованно планируемая экономика
- Особенности централизованно планируемой экономики
- Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- Приватизация как форма современного первоначального накопления капитала
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.4. Экономическая роль государства
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Важнейшие термины и понятия
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Вопросы для повторения
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 16. Микроэкономика переходного общества
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- Сущность приватизации в переходной экономике
- Скрытая и легальная приватизация в переходной экономике России
- Общие итоги и перспективы приватизации
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- Реформа цен в переходной экономике России
- Государственное регулирование цен
- Антимонопольное регулирование цен
- Концепция государственной ценовой политики
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия.
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Важнейшие термины и понятия
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Макроэкономика переходного общества
- 17.1. Структурные преобразования. Экономическая политика
- Структурные преобразования
- Экономическая политика
- 17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация
- Финансовая стабилизация
- 17.3. Реформирование денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика
- 17.4. Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли
- Важнейшие термины и понятия
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная