Литература
Основная
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 10, с. 78-87.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.
Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. с. 108-120.
Дополнительная
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник/ Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 21, с. 456-476.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 6, с. 96-107, 110-118.
Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 6, с. 109-113, гл. 9, с. 200-211.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
ТЕМА 5. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике.
5.2. Издержки производства и прибыль.
5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи.
5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли.
5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба.
Важнейшие термины и понятия.
Вопросы для повторения и задания.
Список рекомендуемой литературы.
5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике
Рынок в широком смысле представляет собой организацию общественного производства, при которой производители товаров, ориентируясь на потребности общества, сами решают, что производить и в каком количестве; как производить эти товары (из каких ресурсов и с помощью какой технологии); для какого потребителя производить - для личного или производственного потребления.
Назначение рынка состоит в том, чтобы обеспечить нормальное экономическое развитие общества, в том числе:
экономический рост производства посредством выпуска большего количества и лучшего качества товаров и услуг;
эффективность экономики или получение максимальной отдачи (прибыли) при минимуме затрат (издержек);
полную занятость желающих и способных работать;
справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества;
участие во внешнеэкономической деятельности;
поддержание рационального торгового и финансового балансов в международной торговле;
экологическую безопасность граждан и улучшение окружающей природной среды.
Для нормальной и успешной реализации мотивов деятельности предприятий в рыночных условиях необходим ряд условий, в рамках которых происходит и мотивация деятельности самих предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства.
К этим условиям необходимо в первую очередь отнести такие, как:
наличие персонифицированной частной собственности, когда производитель является хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства, компетентность и творческих подход предпринимателей к решению организационных и управленческих вопросов жизнедеятельности своего предприятия.
Формы и виды хозяйствующих предприятий разнообразны, но все они дополняют друг друга и создают одно целое - экономическую систему общества. Наряду с крупными фабриками и заводами и обслуживающими их банками, страховыми обществами и транспортными предприятиями существуют всякого рода выставки, рекламные агентства, издательства, типографии, профессиональные школы, санатории, больницы, театры и т.д. и т.п. Велико разнообразие предприятий, а потому велика и разнообразна мотивация предпринимательства. Мелких предпринимателей великое множество. Они часто незаметны, но они необходимы. Обычно они осуществляют работу, которая до них уже утвердилась в практике предпринимательства. Но из мелких предприятий часто исходят различные важные нововведения, хозяйственное значение которых достаточно велико вследствие широты и массового охвата потребителей, пользующихся их услугами. Мотивы мелких предприятийобычно однообразны и просты. Эти мотивы сводятся к извлечению выгод из складывающейся или существующей хозяйственной конъюнктуры. Мотивы же создателей крупных предприятий значительно сложнее и часто непонятны значительной части населения. Склонность к извлечению выгод от хозяйственной деятельности - это главное в предпринимательской мотивации и психологии предпринимателей. Ее достаточно для предпринимательства небольшого масштаба. Максимальным выражением предпринимательскоймотивации крупных предприятийявляются ненасытная склонность организовывать, развивать предприятия, неограниченно расширять область деятельности, устранять соперников, жажда господства, что наиболее полно дает о себе знать в условиях глобализации экономики. В автобиографии Генри Форда мы имеем свидетельство самого автомобильного короля: с каким упорством он работал и боролся со всеми затруднениями на пути расширения своей предпринимательской деятельности, старался, чтобы его дело не отставало от запросов жизни и постоянно расширялось в производстве автомобилей, сельхозтехники, аэропланов и других машин, хотя лично ему все это было не нужно. Эта неутомимая и ненасытная жажда славы напоминает завоевательную целеустремленность Александра Македонского, Цезаря, Наполеона.Мотивы предпринимательской деятельности не исчерпываются стремлением к личной наживе.Примеры из предпринимательской деятельности показывают, что предприниматели могут связать свою деятельность с достижением благополучия страны, народа, города и т.п. Но когда удачный предприниматель неустанно стремится все к новому и новому приобретению своего влияния, когда это становится главной целью всей его жизни, то уже нельзя говорить только о личной выгоде. Он такой же одержимый, как и ученый, погруженный в свои исследования до конца дней, иссохший в кабинете, забывший о своей личной жизни. Этот феномен в психологии предпринимателей определяется как стремление к самореализации всех своих способностей творческой деятельности в конкретной сфере общественно-полезного труда на благо общества. Подобный тип предпринимателей нашел отражение во многих произведениях художественной литературы. К примеру, в романе Мопассана "Монт-Ориоль" из уст героя прозвучали такие слова: "Взгляните на эту бедную деревушку, - я сделаю из нее город, большой, светлый город, кишащий людьми, полный отелей с объемными машинами, лакеями, экипажами, с толпой богачей… В нашем деле надо постоянно искать, находить, выдумывать, все понимать, все предвидеть, все соображать, быть смелым. Все сражения выигрывают теперь деньгами. И я сражаюсь, черт возьми". Сила предпринимательского творчества, доведенная до максимального напряжения всех своих сил, становится благотворной для нации, если деятельности предпринимателя дано соответствующее направление. Но предпринимательство может принимать и уродливые формы, как это иногда наблюдается в предпринимательской деятельности некоторых "новых" русских. Таким образом,мотивы деятельности предприятий и предпринимателей многообразны, они включают в себя стремление к получению максимума прибыли и дохода, к расширению области деятельности, устранение конкурентов, жажду господства, самореализацию и самоутверждение, повышение благосостояния своих близких и общества, в котором они живут.
Ответственное и цивилизованное предпринимательство представляет собой особый вид труда, содержание которого проявляется в следующих функциях:
Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров или услуг. Выполняя роль катализатора внедрения новых технологий, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным и перспективным.
Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений в процессе ведения бизнеса, то есть те решения, которые и определяют курс дальнейшего функционирования предприятия.
Предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
Предприниматель - это человек, идущий на риск. Это следует из глубокого понимания вышеуказанных трех его функций. Прибыль в капиталистической системе вовсе не гарантирована предпринимателю, результатом его деятельности может быть достойная прибыль в случае его удачи и, наоборот, разорение, убытки в случае ошибок или стихийных обстоятельств. Все это говорит о том, что предприниматель рискует не только своим именем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами в производство, своей собственностью и собственностью своих компаньонов.
Функция согласования ответственности в организации, управлении производством, распределении ресурсов и полученных результатов труда всего трудового коллектива.
При удачном решении вопросов управления вознаграждением предпринимателя является соответствующая прибыль, которая является доходом всего общества, поскольку за счет этого дохода формируются инвестиционные средства, личные доходы предпринимателя, поступления в общественные фонды, отчисления в виде различных налогов в пользу местного или государственного бюджета. Не вызывает сомнения тот факт, что деятельность предпринимателя по своему социально-экономическому содержанию является общественно-полезной, что выражается как в удовлетворении определенных потребностей общества в производстве соответствующих товаров, так и в росте финансовых показателей, создающих условия для расширенного производства материальных и духовных благ.
Предпринимательствоможно определить как деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
- Экономика
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблемы эффективности
- 1.4. Метод экономической теории
- 1.5. Из истории развития экономической теории
- Важнейшие термины и понятия
- 1.1. Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики)
- 1.2. Важнейшие экономические понятия
- 1.3. Проблема эффективности
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Важнейшие термины и понятия
- 2.1. Различные экономические системы
- 2.2. Общая характеристика рыночной экономики
- 2.3. Предприятия в рыночной экономической системе
- 2.4. Экономическая роль государства
- Микроэкономика тема 3. Спрос, предложение и цена
- 3.1. Спрос и его факторы
- Эластичность спроса
- 3.2. Предложение и его факторы
- 3.3. Цена и ценообразование
- 3.4 Конкуренция и модели рынка
- 3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования
- Важнейшие термины и понятия
- 3.1. Спрос и его факторы
- 3.2. Предложение и его факторы
- Тема 4. Поведение потребителей. Потребительский выбор
- 4.1. Простейшая модель поведения потребителей
- 4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
- 4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- Сущность и структура бухгалтерских издержек
- Альтернативные издержки
- Постоянные и переменные издержки
- Износ и амортизация
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- Объем производства в условиях совершенной конкуренции
- Предприятия в условиях несовершенной конкуренции
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Положительный эффект масштаба (объема производства)
- Отрицательный эффект масштаба
- Важнейшие термины и понятия
- 5.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике
- 5.2. Издержки производства и прибыль
- 5.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи
- 5.4. Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли
- 5.5. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба
- Вопросы для повторения и задания
- Литературы Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Рынок ресурсов и распределение доходов
- 6.1. Особенности спроса на ресурсы
- 6.2. Рынок труда и заработная плата
- Рынок труда
- Заработная плата и ее формы
- 6.3. Капитал как фактор производства. Ссудный процент
- Капитал предприятия и его структура
- Инвестиции. Ссудный процент
- 6.4. Земля как фактор производства. Земельная рента
- Земля как фактор производства
- Природные ресурсы и экономика России
- Земельная рента. Цена земли
- 6.5. Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема неравенства
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Макроэкономика тема 7. Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
- 7.2. Валовой внутренний продукт
- 7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
- 7.4. Уровень цен и его измерение
- 7.5. Совокупный спрос
- 7.6. Совокупное предложение
- 7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 8. Формирование уровня национального производства
- 8.1. Совокупный спрос и масштабы национального производства
- 8.2. Потребительский и инвестиционный спрос и его факторы
- Потребительский спрос
- Инвестиционный спрос
- Совокупный спрос
- 8.3.Равновесный объем производства. Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Равновесный объем производства
- Изменение равновесного ввп и мультипликатор
- Важнейшие термины и понятия
- Литература
- 9.2. Влияние государственных расходов и налогов на совокупный спрос и внп
- 9.3. Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика
- 10.1. Сущность и функции денег
- 10.2. Количество денег, необходимое для обращения
- 10.3. Виды денег и показатели денежной массы
- 10.4. Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор
- 10.5. Денежный рынок. Предложение денег и спрос на деньги
- 10.6. Денежно-кредитная политика
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике
- 11.1. Безработица и политика занятости
- 11.2. Инфляция и антиинфляционная политика
- 11.3. Экономический цикл и политика стабилизации
- 11.4. Экономический рост
- Важнейшие термины и понятия
- Литература Основная
- Дополнительная
- Международная экономика тема 12. Мировое хозяйство и международная торговля
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- Международное разделение труда, мировой рынок, мировое хозяйство
- Группы стран в мировом хозяйстве
- Формы и участники международных экономических отношений
- 12.2. Теории международной торговли
- Меркантилизм
- Адам Смит и его теория абсолютных преимуществ
- Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
- Теория соотношения факторов производства
- Парадокс Леонтьева
- Теория жизненного цикла подукта
- 12.3. Международная торговля
- Понятие и состав международной торговли
- Динамика и объем международной торговли
- Товарная структура международной торговли
- Внешняя торговля России
- 12.4. Международная торговля услугами
- Классификация торгуемых услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Цели и направления внешнеторговой политики
- Средства осуществления государственной внешнеторговой политики
- Классификация таможенных пошлин
- Международные организации
- Важнейшие термины и понятия
- 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
- 12.2. Теории международной торговли
- 12.3. Международная торговля
- 12.4. Международный рынок услуг
- 12.5. Регулирование международной торговли
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Международная миграция ресурсов
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Проблемы вывоза капитала в классических и кейнсианских теориях
- Теории международного финансирования развития
- Концепции помощи развитию
- Теории партнерства
- Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны
- 13.3. Динамика и направления международной миграции капиталов
- Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
- 13.4. Инвестиционная политика принимающих стран. Проблема внешней задолженности
- Мероприятия на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике
- Проблема внешней задолженности
- 13.5. Международная трудовая миграция и передача технологии
- Международная миграция рабочей силы
- Понятие и виды технологий
- Коммерческая и некоммерческая передача технологий
- Тнк на международном рынке технологий
- Научно-техническое сотрудничество России с зарубежными партнерами
- Важнейшие термины и понятия
- 13.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 13.2. Теории вывоза капитала
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Международные финансы и экономическая интеграция
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- Валюты, их виды, конвертируемость валют
- Валютный курс
- Валютный рынок
- 14.2 Платежный баланс
- Понятие и структура платежного баланса
- Особенности платежных балансов
- 14.3. Международная валютная система
- Золотой стандарт
- Бреттон-вудская валютная система
- Ямайская валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Формы, цели, предпосылки интеграции
- Западноевропейская интеграция
- Единая аграрная политика ес
- Социальные и региональные проблемы ес
- Особенности региональной интеграции развивающихся стран
- Интеграция стран с переходной экономикой
- Важнейшие термины и понятия
- 14.1. Валютный курс и валютный рынок
- 14.2. Платежный баланс
- 14.3. Международная валютная система
- 14.4. Экономическая интеграция
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Особенности переходной экономики
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- Идеал и реальность: научный социализм и централизованно планируемая экономика
- Особенности централизованно планируемой экономики
- Кризис централизованно планируемой экономики и ее крах
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- Приватизация как форма современного первоначального накопления капитала
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.4. Экономическая роль государства
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Важнейшие термины и понятия
- 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
- 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
- 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
- 15.5. О критериях завершения переходного периода
- Вопросы для повторения
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 16. Микроэкономика переходного общества
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- Сущность приватизации в переходной экономике
- Скрытая и легальная приватизация в переходной экономике России
- Общие итоги и перспективы приватизации
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- Реформа цен в переходной экономике России
- Государственное регулирование цен
- Антимонопольное регулирование цен
- Концепция государственной ценовой политики
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия.
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Важнейшие термины и понятия
- 16.1. Приватизация в переходной экономике
- 16.2. Ценообразование. Реформа цен
- 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия
- 16.4. Реформа предприятий
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Макроэкономика переходного общества
- 17.1. Структурные преобразования. Экономическая политика
- Структурные преобразования
- Экономическая политика
- 17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация
- Финансовая стабилизация
- 17.3. Реформирование денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика
- 17.4. Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли
- Важнейшие термины и понятия
- Вопросы для повторения и задания
- Литература Основная
- Дополнительная